В Индии помимо буддизма обнаружили тенденцию к международному распространению джайнизм, затем сикхизм, а еще позже — йогизм. В Восточной Азии конфуцианство тоже проявило экспансионистские тенденции, распространившись в Корее, во Вьетнаме, одно время в Японии.
Как ни парадоксально это на первый взгляд, но и мировые религии в своем распространении в разных странах и в ходе приспособления к разным социально-культурным условиям не раз дробились на части, замыкавшиеся в своих национальных рамках. Получилась своего рода «инволюция» — от мировых религий к национальным. Так произошло с отдельными христианскими вероисповеданиями: пресвитерианство стало национальной религией шотландцев, англиканство — англичан, армяно-грегорианская церковь — национальной религией армян и т.д. Аналогичные явления наблюдаются в исламе: ваххабитизм стал государственной религией Саудовской Аравии, шиизм — в значительной мере государственной религией Ирана, друзы — мусульмане Ливана. В буддизме меньше заметна эта «национализация» церкви, но и он в каждой стране принимает свой особый облик.
Во всем этом мы видим борьбу двух противоположных тенденций — к интернационализации и к национальной концентрации, тех самых двух тенденций, которые особенно резко проявляются в эпоху капитализма, но дают о себе знать и раньше, притом во всех сферах общественной и культурной жизни, а не только в одной религии.
В конечном счете перед нами действие двух противоположных функций, выполняемых культурой во всех ее проявлениях, — функции сегрегации и функции интеграции.
Таково в общих чертах современное состояние проблемы периодизации истории религии.
Примечания
* Впервые статья опубликована в книге «Вопросы научного атеизма». Вып. 20. М., 1976.
[1] См. К.Ф. Вольней. Избранные атеистические произведения. М., 1962.
[2] См. Г.–В.–Ф. Гегель. Философия религии. В двух томах. Т. 1–2. М., 1975–1976.
[3] G. van der Leeuw. La religion dans son essence et ses manifestations. Paris, 1948.
[4] См. Дж. Лёббок. Начало цивилизации. Спб., 1876, стр. 150 и др.
[5] См. Т. Ахелис. Очерк сравнительного изучения религии. Спб., 1906, стр. 54–66.
[6] L. Frobenius. Das Zeitalter des Sonnengottes. Berlin, 1904.
[7] O. Pfleiderer. Die Religion, ihr Wesen und Geschichte. Bd. 2. Leipzig, 1869, S. 54–55.
[8] F. Parrish. The classification of religions. Manhatten — Kansas, 1941.
[9] E. Fromm. Psychoanalysis and religion. New York, 1967, p. 34–50.
[10] W. Schmidt. Der Ursprung der Gottesidee. Bd. 1. Wien, 1912.
[11] См. М. Мюллер. Религия как предмет сравнительного изучения. Харьков, 1887, стр. 66 и сл.
[12] W. Wallis. Religion in primitive society. New York, 1939.
[13] H. Ringgren, A. Ström. Les religions du monde. Paris, 1960.
[14] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 25.
[15] Там же.
[16] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 19, стр. 312; т. 21, стр. 294.
[17] См. А. Мензис. История религии. Спб., 1899, стр. 60–61, 323.
[18] W. Bousset. Das Wesen der Religion, 3. Aufl. Halle, 1906, S. 22.
[19] См. Б.И. Шаревская. Старые и новые религии Тропической и Южной Африки. М., 1964, стр. 201–202.
[20] См. С.А. Токарев. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.
[21] См. М.И. Шахнович. От суеверий к науке. Л., 1948, стр. 370.
[22] См. Б.И. Шаревская. Старые и новые религии Тропической и Южной Африки. М., 1964, стр. 201–208.
[23] А.Ф. Анисимов. Этапы развития первобытной религии. М.–Л., 1967.
[24] См. А. Донини. Люди, идолы и боги. М., 1962.
[25] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 13, стр. 113; т. 7, стр. 378.
[26] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 25, ч. ІІ, стр. 150.
[27] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1, стр. 99.
[28] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 19, стр. 312.
[29] См. «Настольная книга атеиста». М., 1974, стр. 58.
[30] A. Donini. Raffaele Pettazzoni e gli studi storico-religiosi in Italia. Bologna, 1961, p. 64, 66.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.