В научной религиоведческой литературе уже не раз обращалось внимание на одно поразительное совпадение в истории древних религий: почти в одно и то же время в разных государствах древности зарождаются сходные между собой религиозные течения нового типа. Итальянский свободомыслящий историк религии Р. Петтаццони писал в одной из своих работ о «великой проблеме» исторической науки: почему «появилось религиозное обновление (NB. — С.Т.) на протяжении нескольких веков у евреев (пророки), у иранцев (Заратустра), у греков (орфизм), у индийцев (Будда), у китайцев (Лао-цзы, Конфуций)»? В силу ли самостоятельного и конвергентного развития или благодаря распространению из некоего единого центра? А историк-марксист А. Донини дал этому факту правильное материалистическое толкование: эпоха зарождения новых религиозных течений была эпохой становления рабовладельческого общественного строя, который поверг массы людей в состояние безнадежного рабства. Из 800 млн. (приблизительно) населения бассейна Средиземного моря только 3–4 млн. были свободными; остальных не считали за людей. И старые религии освящали этот порядок. Боги древности были богами господ, богами правителей; простой народ даже не допускался к культам этих богов. И поэтому именно «в ту эпоху рождается иной тип религии: народные религии, религии тайных культов, религии культов бедноты, непривилегированных масс, которые хотят достигнуть лучшей жизни, хотя бы в потустороннем мире», так как они еще не верят в возможность улучшить свою жизнь в этом мире. Вот чем объясняется, по Донини, тот факт, что почти одновременно в разных странах «ломается, расщепляется, разделяется надвое религиозная жизнь»: разделяется на религию господствующих классов и религию бедноты[30].
Итальянский ученый по существу, очевидно, прав. Но встает вопрос: какова же была историческая связь между этими ростками «народных» религий рабовладельческих обществ и современными нам «мировыми» религиями? Почему из названных выше религиозных течений только один буддизм вырос в «мировую» религию? И почему христианство, а тем более ислам появились на сцене в более поздние эпохи, в несколько иных социально-политических условиях, во всяком случае отнюдь не в пору расцвета рабовладельческого строя?
Историческая судьба всех трех «мировых» религий — при всей неодинаковости среды, в которой они возникли, — имеют нечто общее. Зародившись первоначально в одной определенной национальной (этнической, культурной) среде, каждая из этих трех религий в дальнейшем как бы оттолкнулась от этой материнской среды, вышла за ее пределы и растеклась очень широко по разным странам, попадая в весьма различные социально-экономические, политические, этнокультурные условия, гибко приспосабливаясь к ним, но в то же время и воздействуя на них в сторону некоторой их нивелировки. Правда, степень отрыва от материнской почвы была разной у этих трех религий, разными были и степень приспособления к новой среде, и степень преобразующих влияний на нее.
В исламе отрыв был минимальным; ислам лишь объединил раздробленные культы арабских племен, создав национальную религию арабов, и от этой национальной почвы он так и не оторвался, а лишь растекся — по путям завоеваний и торговли — в страны Средиземноморья, а позже в Среднюю Азию, Южную и Юго-Восточную Азию, оказывая всюду могучее нивелирующее влияние и лишь в минимальной степени приспосабливаясь к неоднородной социальной и этнической среде и видоизменяясь под ее воздействием.
Христианство, зародившись в Восточном Средиземноморье в еврейской этнической среде как одна из сект иудаизма, хотя и не сразу, но решительно порвало с этой материнской основой и стало относиться к ней резко враждебно. Будучи почти вытесненным из своей родины, христианство обнаружило необычайную силу экспансии, распространившись в различных социально-политических и этнокультурных средах, проявив поразительную пластичность и приспособляемость, но при этом разбившись на несколько враждебных друг другу церквей и сект, в каждой из которых от первоначального христианства осталось очень мало.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.