Изучение основных этапов развития железных дорог Монголии, анализ объема, структуры и динамики перевозок на Улан-Баторской железной дороге, страница 6

На данный момент утверждены и работают другие   важные транспортные коридоры в Азию. Один проходит через Казахстан в Китай, другой - через Россию к портам Китая с пересечением пограничного перехода  Забайкальск - Маньчжурия. Этот транспортный коридор считается самым длинным. Третий коридор проходит через Россию и Монголию к портам Китая. Он короче транспортного коридора через Маньчжурию на 700 км, а казахстанского коридора  на 500 км.[20]

1.3 Краткая характеристика АО «Улан-Баторская железная дорога»

Улан-Баторская железная дорога является одной из наиболее мощных транспортных предприятий  страны, продолжающих  устойчиво работать в условиях рыночной экономики.

АО «УБЖД» - акционерное общество с равными долями участия (50% на 50% процентов) в уставном капитале с российской и монгольской стороны. Видом деятельности компании является железнодорожные перевозки грузов и пассажиров, обслуживание инфраструктуры железнодорожного транспорта, ремонт и содержание подвижного состава.

АО  «УБЖД» было создано 6 июня 1949 года на основе Соглашения между правительствами СССР и Монгольской Народной Республики. До июля 2004 года полномочия акционера от имени РФ осуществляло МПС России, затем – Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 397 Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет от имени Российской Федерации полномочия акционера советско-монгольского акционерного общества АО «УБЖД», с Монгольской стороны полномочия акционера осуществляет Министерство дорог, транспорта и туризма Монголии.

В 2009 году российский пакет акций предприятия передан в управление ОАО «РЖД».[12]

Общая протяженность железнодорожных путей УБЖД составляет 1815 км, в том числе 1111 км - главный ход.

Перевозки осуществляются тепловозные тяги на дороге эксплуатируется 156 тепловозов. Для пассажирских перевозок используются 284 вагона, на городской железной дороги в Улан-Баторе используется моторвагонный подвижной состав. Парк грузовых вагонов составляет более 6 тыс.ед.

Количество станций и разъездов на дороге – 83, открытых для работы по коммерческим операциям – 22; товарных контор – 40, количество механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных – 6. В Улан-Баторе имеет одно вагонное депо и одно локомотивное депо.

Основным видам тяги является дизельная. Инвентарьный парк тепловозов составляет 156 единиц (таблица 1.2).

Инвентарный парк грузовых вагонов 6258. Пассажирский перевозок обслуживает 284 пассажирских вагонов.

Персонал железных дорог страны превышает около 15 тыс.чел.

Таблица 1.2 – Основные показатели технического развития «УБЖД»

Показатели

2009г.

2013г.

Всего

Проц. к 2009г.

Эксплуатационная длина главных путей, км

1815

1815

100,0

Тяговый подвижной состав (тепловозы), ед.

115

156

35,7

Моторные и прицепные вагоны, ед.

0

1

0

Пассажирские вагоны, ед.

330

284

-13,9

Грузовые вагоны, ед.

4904

6258

27,6

На долю АО «УБЖД» приходится порядка 42% всего внутреннего грузооборота и до 100%  экспортно-импортных перевозок. Цели деятельности АО - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Железнодорожный транспорт является основной транспортной системой Монголии, наиболее надёжным и недорогим средством сообщения, обеспечивающим потребности страны в перевозках не только грузов, но и пассажиров.

Доля  АО «УБЖД» в объеме перевозок грузов всех видов транспорта общего пользования Монголии в 2013 году составила 42%.

Доля железнодорожного транспорта в объеме перевозок составлят около 2% (таблица 1.3).