Изучение основных этапов развития железных дорог Монголии, анализ объема, структуры и динамики перевозок на Улан-Баторской железной дороге, страница 3

Первая железная дорога с шириной колеи 750 мм была построена в Монголии в 1938 году  между станциями Улан-Батор и Налайх.  Общая длина дороги составляла  43 км. На дороге использовались паровозы серий 157, 159 и ВП1. Линия была построена для снабжения столицы Монголии углём.  Первый поезд прошёл 11 июля 1938 г.

В ноябре 1939 г. была построена железная дорога от границы СССР до Баянтумэна.  Эта дорога играла важную роль на войне при Халхинголе.  В настоящее время это участки линии Эрээнцав – Баянтумэн протяженностью  около 268 км.

В 1947 году в рамках соглашения между МНР и СССР "О сотрудничестве" началось строительство железнодорожной линии Наушки - Улан-Батор и через два года строительство пути протяженностью 400 км было завершено.

В 1949 году начался новый этап сотрудничества двух стран в области железнодорожного транспорта. Было подписано Соглашение между правительствами СССР и МНР от 06 июня 1949 года о создании АО «УБЖД» с местонахождением в городе Улан-Батор. Хозяйственная деятельность АО началась 18 сентября 1949 года.

Акции разделились между сторонами поровну – 50% акций Советской Стороне в лице Министерства путей сообщения СССР, 50% - Монгольской Стороне в лице Министерства транспорта МНР. В том же году состоялась церемония отправления первого поезда.

В 1952 году подписано трехстороннее соглашение между правительствами МНР, СССР и КНР о начале прямого железнодорожного сообщения между СССР и КНР через МНР.

1 декабря 1955 года открыто движение по железной дороге от Улан-Батора до Замын-Уда протяженностью 713 км.В 1956 году открыто прямое железнодорожное сообщение между СССР и КНР через МНР.

В период с 1956 по 1997 годы работы по перевозкам выполнялись на локомотивах серий ТЭ1, ТЭ2, ТЭМ1, ТЭМ2, 2М62М, УМ62 производства Советского Союза.

В 1956 году открыта железнодорожная линия «Баянтумен» на северовостоке страны. В этом же году построено и сдано в эксплуатацию Улан-Баторское локомотивное депо.

В конце 50-х годов  происходило техническое перевооружение железных дорог  СССР  на базе внедрения электрической и тепловозной тяги.   Одновременно происходила и реконструкция железных дорог Монголии. В 1958 году  завершился   переход на 1520 мм широкую колею. С 1962 года  железные дороги Монголии  переведены  на тепловозную тягу.  Было прекращено использование паровозов, закрыто паровозное депо в Чойре.

В 1975 году отправлен первый пассажирский поезд сообщением Улан-Батор–Москва. В этом же году сдана в эксплуатацию ветка Дархан-Эрдэнэт протяженностью 164 км.

На начальном этапе деятельности большую часть работ на УБЖД выполняли советские специалисты: машинисты, мастера пути, ремонтники. Требовалось начать  подготовку  собственных специалистов железнодорожного транспорта. В 1953 году в Улан-Баторе открыт железнодорожный техникум, готовивший специалистов среднего звена. Первые  национальные инженерно-техническое кадры получили    образование в учебных заведениях железнодорожного профиля в Советском Союзе.[21]

Подготовку инженеров-экономистов для  Монголии  осуществлял Московский транспортно-экономический институт.  Однако еще длительное время советские экономические кадры привлекались для работы на дороге.  Так, на УБЖД  работали специалисты  финансовой службы Западно-Сибирской ж.д.:   выпускница  кафедры «Бухгалтерский учет на железнодорожном транспорте»  СГУПСа  Федоренко Нина Федоровна, Лаптев Александр Савельевич, доцент кафедры.

В 90 - годы изменились принципы экономической деятельности дороги, но техническое развитие ее продолжалось.   В 1991 году был  разработан бизнес-план рыночного развития УБЖД. В 1992 году произведена реконструкция Улан-Баторского пассажирского вагонного депо. Начат заводской ремонт пассажирских вагонов в Монголии. В 1994 году завершено строительство перегрузочного комплекса на станции Дзамын-Ууд. В 1996 году увеличена мощность Улан-Баторского локомотивного депо, начат заводской ремонт локомотивов. В 1997 году приняты  в эксплуатацию два тепловоза "ДАШ-7" компании "General Electric", США, для перевозок угля между Улан-Батором и Багануром.