Изучение основных этапов развития железных дорог Монголии, анализ объема, структуры и динамики перевозок на Улан-Баторской железной дороге, страница 13

Общий объем перевозок в 2013 году увеличился по сравнению с 2009 годам в полтара раза это свидетельствует о высоких ежегодных темпов увелечения объема перевозок

3. Анализ экономических показателей деятельности АО «УБЖД»

3.1 Учет доходов и расходов по перевозочной деятельности

Основными документами, регламентирующими формирование и учет затрат, являются Положения по бухгалтерскому учету, План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, отраслевые номенклатуры расходов.

На железнодорожном транспорте важным документом, определяющим формирование расходов железных дорог, всегда являлись номенклатуры расходов. Существование каждой из номенклатур было довольно коротким. В течение 5–7 лет, даже если не происходит серьезных структурных изменений в отрасли, накапливаются изменения в технике и технологии работы, появляется необходимость в новых статьях расходов. Все это требовало серьезных изменений номенклатуры расходов.

В Номенклатуру доходов и расходов по видам деятельности железных дорог входят Классификатор доходов и Классификатор расходов. 

Классификатор доходов представляет собой перечень статей доходов, сгруппированных определенным образом. В Классификаторе выделяются виды доходов, виды деятельности и подгруппы отдельных видов деятельности.

Статья доходов имеет пятизначную нумерацию, наименование. По каждой статье показан документ, регулирующий ценообразование, а для видов перевозочной деятельности еще и тарифные составляющие.

Номер статьи представляет собой код, несущий смысловую нагрузку. Первые два знака соответствуют виду деятельности. Последующие знаки представляют собой порядковый номер статьи для соответствующего вида деятельности.

Статьи с номерами от 01ХХХ до 10ХХХ включают в себя доходы от обычных видов деятельности. Статьи, номера которых начинаются на 00, относятся к прочим доходам.

Первые две цифры номера указывают на следующие виды деятельности:

01 – грузовые перевозки;

02 – содержание и эксплуатация инфраструктуры;

03 – предоставление услуг локомотивной тяги;

04 – пассажирские перевозки в дальнем следовании;

05 – пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

06 – ремонт подвижного состава;

07 – строительство объектов инфраструктуры;

08 – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

09 – содержание социальной сферы;

10 – прочие виды деятельности.

Тарифные составляющие в статьях доходов имеют следующие обозначения:

1 – вагонная;

2 – инфраструктурная;

3 – локомотивная;

4 – вокзальная (в составе инфраструктурной).

Классификатор статей расходов представляет собой перечень статей расходов, сгруппированных по различным признакам.

Расходы в статью объединяются либо по признаку элементарной работы, либо по признаку единства группы расходов. В первом случае статьи называются «Прием к отправлению и выдача грузов», «Маневровая работа на пассажирских станциях», «Работа электровозов в грузовом движении», «Текущее содержание пути и постоянных устройств», «Техническое обслуживание воздушных, кабельных и волоконно-оптических линий связи» и т. д.

Статьи второй группы называется «Амортизация электровозов, работающих в грузовом движении», «Амортизация средств железнодорожной радиосвязи», «Затраты по оплате труда производственного персонала за непроработанное время», «Скидка со стоимости форменной одежды», «Командировки и подъемные работников, не относящихся к аппарату управления», «Арендные и лизинговые платежи».[18]

Каждая статья имеет четырехзначный номер. Первый знак соответствует укрупненному виду работ (УВР). Вторая цифра может нести разную смысловую нагрузку в зависимости от раздела Номенклатуры, к которому относится статья. Последние два знака представляют собой порядковый номер статьи для УВР.

В УВР статьи объединяются по функциональному принципу – однородности видов работ. В УВР «Содержание и эксплуатация инфраструктуры» включаются все расходы по содержанию инфраструктуры, связанные с выполнением разных видов деятельности. Это полностью расходы хозяйств пути, автоматики и телемеханики, связи, электрификации и энергетики и некоторые другие.