Анализ эксплуатационных расходов вагонного депо, страница 6

Составление смет с нуля применяется в целях полного, подробного, разработанного с отсчетом от «нулевой точки» обоснования выделения средств для осуществления какой-либо деятельности. При этом методе предполагается рассмотрение всех групп и видов затрат. Это побуждает к поискам альтернативных вариантов ведения хозяйственной деятельности и выбору их них наиболее эффективных. Метод составления с нуля незаменим при оценке и выборе инвестиционных проектов. Однако этот метод требует наличия развитой информационной базы и весьма трудоемких расчетов. Необходимо разработка дифференцированных норм–строительных, технологических и затратных. Применяемая с 20х годов за рубежом система нормирования и учета затрат «стандарт-кост»  не вполне отвечает этим требованиям, так как при ней строгому нормированию подвергаются лишь затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции или выполнением работ.

Учитывая эти трудности, некоторые зарубежные экономисты предлагают на действующих предприятиях периодически применять при планировании составление смет с нуля, например, раз в три года, если связанны с конъюнктурой  рынка, и внутренние, главным образом зависящие от изменения технологии производства. После разработки сметы этим методом при планировании на последующие относительно короткие периоды, если не предполагаются серьезных изменений условий работы, возможно использование пофакторного метода плановых расчетов.

Важнейшим фактором является объем выпуска продукции. На учете влияния этого фактора основано применение так называемых гибких смет. При этом плановое задание по расходам устанавливается в виде двух составляющих – постоянной (фиксированной) и меняющейся в зависимости от объема продукции (перевозок, работ и услуг).

Американские специалисты выявили следующие достоинства гибкой сметы: ее ориентированность на весь спектр объема производства, также она носит динамический характер.

Для перехода к гибким сметам необходимо четкое разделение затрат на переменные и условно-постоянные (зависящие и независящие от объема работы). Надо иметь в виду, что постоянная часть затрат, как показывают исследования, должна быть различной для плановых периодов разной продолжительности.

На зарубежных предприятиях практика поощрения за выполнение производственных заданий существенно отличается от нашей. Так, на Российских Железных Дорогах по сложившейся традиции работники получают премии за основные производственные результаты (условием премирования служит, как правило, выполнение плановых заданий) ежемесячно. На американских железных дорогах, так же как и в большинстве промышленных фирм США, премия выплачивается в конце года. Она не связана напрямую с выполнением плана по отдельным показателям, а определяется общей оценкой отношения работника к выполнению своих обязанностей и зависит от результатов работы железной дороги в целом. Американские менеджеры считают, что такой порядок премирования побуждает хорошо работать в течение всего года.

1.5 Методика анализа эксплуатационных расходов

Чтобы определить резервы снижения себестоимости, необходимо провести экономический анализ эксплуатационных затрат и оценить уровень влияния различных факторов на необходимый показатель. 

Анализ эксплуатационных расходов способствует  установлению причин изменения издержек, увеличению инновационных методов труда, результативной координации производственных процессов, которые способны оказывать весомое влияние на уровень эксплуатационных затрат; способствует сокращению эксплуатационных расходов, вытекающие из недостатков в концентрации работы (нецелесообразные перевозки, избыточная численность штата персонала, нерациональный расход электроэнергии и топлива, внеплановые ремонты подвижного состава и др.).

Существует большое количество разнообразных факторов, оказывающих влияние на величину эксплуатационных издержек. Их принято делить на две группы:

1.  внешние факторы, на которые организация не способна оказывать влияние. К таким факторам принято относить климатические и географические условия, политическую  и экономическую среду в стране и т.д.;