Анализ эксплуатационных расходов вагонного депо, страница 5

5. Классификация расходов по экономически-однородным элементам затрат
 


                                     

Расходы на оплату труда Отчисления на социальные нужды Материальные затраты (материалы, топливо,  электроэнергия, прочие материальные расходы) Амортизация Прочие расходы
6. Для целей управления затратами ,Релевантные (значимые) – которые меняются при принятии определенного управленческого решения,Нерелевантные (незначимые) – которые не меняются в результате принятия управленческого решения,Альтернативные (вмененные) издержки – измеряют упущенные выгоды
 


Рисунок 1.5 – Классификация расходов по экономически-однородным элементам затрат и для целей управления затратами

В Открытом Акционерном Обществе «Российские Железные Дороги» существуют факторы, которые оказывают влияние на затраты компании. Они представлены на рисунке 1.6.

Факторы, влияющие на затраты ОАО «РЖД»,Факторы, действующие на уровне государства: 
-объем производства;
-уровень жизни населения;
-налог.сборы и ставки;
-инфляционные процессы;
-ожидаемая экономическая ситуация;
-научно-технические достижения.
,Факторы, действующие на уровне рынка транспортных услуг:
-законодательная база;
-цены на потребляемые ресурсы;
-тарифная политика гос-ва;
-объем направлений и структурных перевозок;
-конкуренция с другими видами транспорта;
-коммерческие и финансовые риски.
,Факторы, влияющие на затраты ОАО «РЖД»:
-техническая оснащенность;
-износ основных фондов;
-технология эксплуатационной работы;
-информатизация и автоматизация;
-организация и мотивация труда;
-квалификация кадров.
 


Рисунок 1.6 – Факторы, оказывающие влияние на затраты в ОАО «РЖД»

Основным критерием управления затратами является обеспечение оптимального соотношения между расходами и доходами, а не только минимизация издержек.                       

1.4 Планирование эксплуатационных расходов железнодорожной компании с учетом зарубежного опыта

Базовым моментом планирования эксплуатационных затрат является определение возможного объема продаж (объема перевозок), который может выражаться в денежном и натуральном измерении. За счет изучения рынка, потребностей и платежеспособного спроса покупателей определяется объем продаж. В основе заложены данные об заказах, получаемых на основе договоров долгосрочного характера, заключенных с потребителями.

Процесс ценообразования предшествует определению объема продаж в денежном измерении (выручки), также они могут совмещаться. В данном случае определяется ценовая политика, которая адаптируется к соотношению предложения товаров прогнозируемому спросу, который выявляется благодаря маркетинговым исследованиям. По истечении данного этапа процесс планирования обретает интерактивный характер. План (смета) затрат составляется исходя из следующего расчета:  при запланированных доходах получить сумму прибыли, которая покрывала бы первоочередные платежи, финансовые вложения в развитие предприятия и, если компания является акционерным обществом, обеспечивающую оплату фиксированных сумм дивидендов акционерам. В ходе планирования показатели по разделам могут корректироваться между собой, при этом имея возможность включать с учетом необходимости возможную сумму доходов (с помощью корректировок структуры ассортимента продукции и цен на обособленные виды), учитывая также такой фактор как рыночная конъюнктура. Но особое предпочтение отдают планируемой сумме издержек.

Квартальные и месячные планы объединяются в годовой план. С помощью их основы поручают задания отдельным подразделениям, именуемыми центрами  ответственности: центрам прибыли (в них можно запланировать как расходы, так и доходы) и центрам затрат (для них характерны только расходы). Отправным моментом расчетов считают такие методы планирования как: факторный, который относится к традиционному, или приростной, а также составление смет с нуля.

Когда принимаем во внимание традиционные приемы разработки смет, то за базу берем смету предыдущего периода или же достигнутый за прошлый промежуток времени уровень затрат, производства и результатов. Далее рассматриваются факторы, способные влиять на изменение финансовых показателей, и в первую очередь расходов производства в будущем периоде. В ходе воздействия этих факторов необходимо откорректировать смету базисного периода или же  фактически полученные показатели.  Также не исключено, что при этом могут быть использованы предварительно разработанные коэффициенты влияния различных факторов.

Уровень точности подобного планирования подвержено зависимости от количества учитываемых факторов. Использование же большего числа коэффициентов влияния факторов (более трех) для одной и той же группы расходов может привести к существенным искажениям. Возможность ошибки при введении в расчет многих факторов увеличивается в связи с взаимным влиянием факторов друг на друга.