Нормы допускаемых размеров и износов деталей при выпуске из текущих ремонтов. Технические требования на реостатные испытания тепловозов при выпуске из текущих ремонтов, страница 13


 
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО РЕМОНТУ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН И АППАРАТОВ ТЕПЛОВОЗОВ

1. При разборке, ремонте и сборке электрических машин и аппаратов необходимо соблюдать следующие требования:

а) поступившие в ремонт машины, а также остовы и якоря машин после  разборки  очищаются  и  продуваются  сухим  сжатым  воздухом  давлением 0,2-0,3 МПа  (2-3 кгс/см2).  У  якорей  очищаются  и  продуваются  также вентиляционные каналы. Металлические части, изготовленные из черных металлов, не имеющие изоляции, резиновых или кожаных прокладок, очищаются в моечных установках. Детали из цветных, а также черных металлов разрешается протирать техническими салфетками, смоченными в керосине, или очищать пескоструйным (сталеструйным, корундовым) аппаратом. Детали машин и аппаратов с электроизоляцией протираются техническими салфетками, увлажненными в бензине; допускается очистка в специальной моечной установке жидкостью или парами трихлорэтилена с последующей обдувкой;

б) выпрессовку и запрессовку подшипниковых щитов, роликовых и шариковых подшипников следует производить приспособлениями и индукционными нагревателями без перекосов, ударов. Запрещается поднимать и транспортировать катушки полюсов электрических машин за выводы;

в) проходные отверстия под болты в подшипниковых щитах, изношенные более допускаемых размеров или смещенные относительно сопрягаемых деталей и не допускающие постановку болта соответствующего размера, следует заплавить и вновь просверлить согласно требованиям чертежа. Исправление отверстий сверловкой или разверткой до больших размеров не допускается;

г) резьба болтов, гаек и отверстий для крепления полюсных сердечников, букс моторно-осевых подшипников, подшипниковых щитов и их крышек, кронштейнов щеткодержателей, вентиляторов, шайб коллектора и другие резьбы на валах проверяются резьбовыми калибрами;

д) на рабочих поверхностях неподвижных соединений могут допускаться  черновины  и  раковины,  занимающие  не  более  5 %  площади соприкосновения;

с) подшипниковые щиты должны плотно прилегать к торцовым поверхностям остова; общая длина местных неплотностей допускается не более 1/8 длины окружности;

ж) радиальные зазоры в подшипниках, торцовое биение наружных колец и разбег якоря в осевом направлении должны находиться в пределах норм;

з) щеткодержатели следует установить так, чтобы расстояние от них до рабочей поверхности коллектора и до петушков было выдержано в соответствии с нормами, а щетки в обоих крайних положениях якоря оставались на рабочей части коллектора; щетки должны устанавливаться новыми, предварительно притертыми, марки их должны соответствовать чертежу;

и) непараллельность продольных осей окна щеткодержателя и коллекторных пластин по длине пластины должна соответствовать чертежу;

к) запрещается подмена букс моторно-осевых подшипников без подгонки их по посадочным плоскостям и горловине остова;

л) по истечении установленного срока службы обмотка якоря заменяется независимо от состояния.

2. Каждую выпускаемую из ремонта электрическую машину по окончании всех работ и укомплектования всеми частями и деталями необходимо подвергнуть  контрольным  испытаниям  в  соответствии  с ГОСТ 2582, ГОСТ 183, инструкцией и настоящими Руководствами.

3. После стендовых испытаний машин головки полюсных болтов, где это предусмотрено конструкцией, заливаются расплавленной компаундной массой, имеющей температуру размягчения не менее 97-100 °С.

Тяговый генератор, двухмашинный агрегат и вспомогательные машины окрашиваются снаружи серой эмалью, а тяговые электродвигатели – черным лаком.

4. Технические требования по сушке и пропитке обмоток электрических машин и аппаратов следующие:

4.1. Якорь и полюсные катушки необходимо предварительно очистить от загрязнений, просушить, затем пропитать в лаках и компаундах, после пропитки высушить и покрыть лаком или эмалью. Применяемые для пропитки и покрытия лаки, эмали и компаунды должны соответствовать требованиям чертежей и настоящих Руководств.

Технологический процесс сушки, пропитки и покрытия лаком устанавливается специальной инструкцией. Устанавливаемые технологические режимы проверяются контрольным вскрытием образцов изделий.

Сушка обмоток производится в сушильных печах (циркуляционной или вакуумной) или автоклаве. Окончательную сушку изоляции после пропитки и покрытия лаком или эмалью следует производить при атмосферном давлении с циркуляцией и освежением воздуха. Сушильные печи и автоклавы должны быть оборудованы приборами для автоматического контроля и регулирования температуры.

4.2. По окончании установленного времени сушки обмоток проверяется сопротивление изоляции мегаомметром напряжением 500 В. Минимальное сопротивление изоляции якоря и полюсных катушек после пропитки и сушки при температуре 75-100 °С должно быть для якоря тягового генератора не ниже 1,5 МОм, для якорей тяговых электродвигателей и вспомогательных машин – не ниже 2 МОм. При низком сопротивлении изоляции сушка продолжается до получения установившегося сопротивления изоляции, которое должно быть не ниже указанной нормы.

Пропитка лаками и компаундами обмоток электрических машин, не прошедших установленного режима сушки, запрещается.

4.3. Пропитка якорей производится в вертикальном положении в нагретом состоянии. Якоря двухколлекторных машин разрешается пропитать в горизонтальном положении методом обливания. Уровень лака при пропитке не должен доходить до петушков коллектора.

Полюсные катушки пропитываются в лаках и компаундах в нагретом состоянии.

4.4. Пропитанные якоря и катушки не должны иметь воздушных мешков, скопления непросохшего лака. Пропитка должна быть сквозная, на всю глубину укладки обмотки в пазах и на лобовых частях, включая уравнительные соединения. У полюсных катушек должна быть пропитана межвитковая и корпусная изоляция. Излишки лака удаляются до сушки путем стекания.