Эксплуатация локомотивов в различных условиях показала, что их надежность зависит не только от своевременных и правильных действий локомотивной бригады в пути следования, но и от их внимания к подготовке локомотива к поездке, особенно в зимнее время. Нередко на электровозах, находящихся в запасе, не осуществляют мероприятия по борьбе с инееобразованием. Поэтому при включении нагрузки нарушается нормальная работа тяговых двигателей, происходят отключения защиты. Иногда в зимнее время не включают обогрев масла компрессоров, из-за чего они работают до разогрева при недостаточной смазке, что вызывает преждевременный выход их из строя. Известны также случаи отказов аппаратуры и другого оборудования. Восстановление работоспособности локомотива требует дополнительных затрат.
Сокращение числа отказов локомотивов является важной проблемой, решение которой в значительной мере зависит от качества работы и деятельности локомотивных бригад. Влияние квалификации локомотивных бригад сказывается на подготовке локомотива к работе, выборе наилучших режимов движения поезда и умении быстро восстанавливать работоспособность локомотива после отказа. Добросовестный и умелый уход за механическим и электрическим оборудованием является залогом надежной работы локомотива. Необходимо уметь правильно построить проверку безотказности локомотива, обеспечивающую минимум затрат времени. Локомотивные бригады, хорошо знающие технику и владеющие практическими навыками, меньше допускают ошибок при определении места и причин отказа и тратят поэтому мало времени на устранение его последствий.
Анализ причин несвоевременного обнаружения отказов локомотивов в пути следования показывает, что у недостаточно квалифицированных локомотивных бригад в процессе поиска места и характера отказа создается дефицит времени, который усиливает нервное напряжение, что сказывается на общем выполнении локомотивной бригадой своих прямых обязанностей по управлению движением поезда. Волнение машиниста тем больше, чем меньше объем его технических знаний. Наиболее сосредоточенно и эффективно действуют в обстановке, при которой нарушается или вовсе прекращается процесс движения поезда, те локомотивные бригады и, в частности, машинисты, которые изучили возможные нарушения работоспособности локомотива на учебных стендах и тренажерах, знакомы с часто появляющимися отказами локомотива, признаками характеризующими их, хорошо знают способы их практического устранения. Поэтому одной из эффективных мер, направленных на сокращение числа отказов и, следовательно, повышение надежности локомотивов, является правильно построенная программа технической учебы локомотивных бригад с учетом анализа рациональных режимов вождения поездов и наличия различных поездных ситуаций.
Для повышения качества этой учебы, а следовательно, и технического обслуживания локомотивов следует организовать обучение локомотивных бригад, и прежде всего машинистов, в группах с примерно одинаковым стажем работы. Для каждой группы надо иметь дифференцированный учебный план, учитывающий специфику ошибок, допущенных на линии именно этой группой машинистов.
Об эффективности такой организации технической учебы локомотивных бригад свидетельствует рис. 42, на котором представлены по данным депо Рыбное Московской дороги за 1977—1980 гг. зависимости числа отказов электровозов ВЛ10 Куйбышевской дороги, приходящихся на одного машиниста, от стажа его работы (1, 2, 3, 4 — соответственно по данным 1977, 1978, 1979 и 1980 гг.). Учитывались только отказы, не устраненные на линии за время простоя больше 10 мин. Из рис. 42 видно, что число неустраненных отказов электровозов, а следовательно, их надежность, существенно зависит от стажа работы машинистов, который в большой степени характеризует их квалификацию. Наибольший рост мастерства машинистов наблюдается в период увеличения их стажа работы
78
до двух лет. Одной из главных причин этого является максимальное стремление каждого вновь назначенного машиниста приобрести необходимые навыки, используя Для этого техническую учебу. По мере дальнейшего роста стажа машинистов наблюдается некоторое увеличение числа не устраненных на линии отказов электровозов. Это происходит, по-видимому, из-за снижения влияния на мастерство машинистов эффективности их технической учебы и из-за ослабления внимания к ним машинистов-инструкторов. Кроме того, получив необходимые навыки, некоторые машинисты в дальнейшем не уделяют должного внимания повышению своей квалификации.
Подавляющее большинство машинистов успешно повышает свое мастерство, занимаясь по специальным программам в школе передового опыта, работающей в депо.
Сравнение ординат кривых 1 и 2 показывает, что число не устраненных за 10 мин отказов электровозов машинистами, имевшими в 1977 г. стаж работы один год и прошедшими в 1978 г. техническую учебу по специально составленной для них программе, снизилось более чем на 40%. В последующие годы программа уче-бы была скорректирована с учетом накопленного опыта. Как показывает сравнение ординат кривых 1 и 3, мастерство машинистов значительно возросло по сравнению с 1977 г. и, что очень важно, было на высоком уровне в 1980 г. (кривая 4} при минимальном числе отказов, не устраненных машинистами на линии.
Для обучения локомотивных бригад рациональным приемам вождения поездов, обеспечивающим необходимую надежность локомотивов, целесообразно использовать специальные обучающие машины, для которых составляют различные программы движения поезда, предусматривающие воспроизведение разных поездных ситуаций. Такие машины-тренажеры приучают к самостоятельности действий машинистов, их ответственности за принимаемые решения, качество и объем знаний, необходимых для правильной эксплуатации локомотивов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.