Надежность локомотива, как его свойство безотказно выполнять, заданные тяговые функции е течение установленного пробега без захода на ремонт, определяется не только качеством его изготовления и ранее выполненного ремонта, но и качеством технического обслуживания локомотивной бригадой и условиями эксплуатации. Грамотная эксплуатация локомотива, установление рациональных режимов вождения поездов — важный залог его надежной работы. Всякие же не предусмотренные нормативами нагрузки, допускаемые локомотивными бригадами в пути следования, и прежде всего превышение критических масс поездов, ничем не оправданные перепробеги локомотивов между ремонтами и техническими обслуживания-ми вызывают резкое снижение их надежности и, как правило, отказы. Последние могут возникать случайно, в любой момент работы локомотива. Каждый отказ снижает эксплуатационные и экономические показатели работы депо, участка и дороги в целом. Наибольшие потери связаны с отказами локомотивов на перегоне, вызывающими сбои и перерывы в движении поездов.
Определенное влияние на надежность локомотивов оказывают условия пропуска поездов по участку. Частые остановки и трогания у запрещающих сигналов, особенно с тяжелыми составами, продолжительное следование поезда на желтые сигналы, движение по участкам с ограничениями скорости осложняют работу оборудования локомотивов, вызывают преждевременную выработку их ресурса и снижение надежности.
Во избежание появления отказов локомотивов руководство депо должно тщательно анализировать всю имеющуюся в его распоряжении информацию о режимах движения каждого поезда и прежде всего маршруты машиниста и скоростемерные ленты. Анализ этой информации позволяет выработать основы рационального движения поездов на конкретном участке в реальных условиях их пропуска, часто значительно отличающихся от условий идеального графика движения. Разложение всех потерь времени на составляю-щие при движении каждого поезда по участку позволяет не только выявить роль и квалификацию машиниста в обеспечении высокой технической, а следовательно, и участковой скорости, но и количественно оценить его навыки вождения поездов в различных условиях эксплуатации. Тем самым открывается возможность предупреждения необоснованных стремлений к утяжелению режимов работы локомотивов, резко снижающих их надежность. Увеличение массы поезда вызывает ускорение старения изоляции тяговых двигателей, которое прогрессирует пропорционально квадрату тока нагрузки. Это приводит к преждевременной выработке его ресурса и отказу, следствием чего является сбой движения поездов. Вредно также боксование колесных пар. Кое-где пытаются в оправдание необходимости увеличения массы поезда даже регламентировать «допустимое» число пробоксовок колесных пар локомотива на километр руководящего подъема, хотя хорошо известно, что боксование вообще недопустимо, так как приводит к преждевременному разрушению якоря тягового двигателя и, следовательно, к отказу локомотива.
Не всегда предельные возможности тяговых двигателей могут быть реализованы в эксплуатации из-за наличия ряда ограничений. Например, предельная сила тяги колесной пары электровоза в пусковых режимах не может быть реализована по условиям сцепления колес с рельсами. В то же время на больших скоростях движения даже самые мощные современные двигатели не позволяют реализовать предельную по условиям сцепления силу тяги из-за ограничений по коммутации двигателя. Так, при неизменном токе якоря пропорционально скорости растет реактивная э. д. с. коммутируемых проводников и поэтому резко ухудшается качество коммутации. Этому способствуют также удары и вибрации тяговых двигателей.
Зависимости интенсивности искрения i двигателя ТЛ-2К электровоза В Л10 от уровня вибраций и от скорости движения приведены соответственно на рис. 41, а и б. Из них видно, что при скоростях движения до 60 км/ч двигатель работает практически без искрения (класс коммутации 1) при движении по прямому участку пути (уровень ускорений из-за вибрации 2—3 g). При увеличении скорости до 100 км/ч интенсивность искрения возрастает до двух с" лишним баллов. Искрение возрастает и при прохождении неровно-стей пути. Предположим, что машинист выдерживает ту же скорость 60 км/ч при движении по стрелкам станции. В этом случае уровень ускорений вибраций будет составлять 8—10 g и интенсивность искрения возрастает, достигая класса коммутации 2—2,5. Такие ситуации возникают в эксплуатации в случае сбоя графика движения, и машинист стремится войти в график движения. Однако и это не всегда возможно из-за ограничений по предельной мощности, которую может реализовать тяговый двигатель.
Недоиспользование мощности локомотива снижает технико-экономические показатели работы депо, участка и дороги в целом. Поэтому чем мощнее, а следовательно, сложнее локомотив, тем
76
более разумно надо его эксплуатировать и учить этому локомотивные бригады. Наилучшая система технического обслуживания локомотивов должна обеспечивать минимальные эксплуатационные затраты с учетом потерь от простоев локомотивов на ремонтах и осмотрах. Поэтому одной из основных задач правильной организации эксплуатации локомотивов и, в частности, выбора рациональных режимов вождения поездов является поддержание требуемого уровня надежности локомотивов в течение возможно более продолжительного времени при минимальных затратах и соблюдении всех требований безопасности движения.
Иногда надежностью начинают заниматься только тогда, когда резко ухудшается состояние локомотивов, увеличивается процент брака и сбоев движения. В действительности борьба за надежность экономически оправдана даже при хорошем техническом состоянии локомотивов, так как обеспечивает высокие показатели работа.
Опыт эксплуатации свидетельствует, что обеспечить требуемый уровень надежности локомотивов можно только в том случае, если бороться не с последствиями их отказов, а прежде всего с причинами, вызвавшими эти отказы. Борьба с последствиями нарушения технического состояния локомотивов не может быть эффективным средством повышения надежности, так как при этом остаются неустраненными причины отказов и поэтому сохраняется возможность новых повреждений, особенно в пути следования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.