С начала 90-х годов это третья волна обострения кризиса в оплате труда: в 1992 году реальная заработная плата упала на 33%, в 1995 - на 28%, в 1998-99 годах - почти на 20%. С известной степенью условности можно оценить абсолютные размеры изменений в динамике ВВП и заработной платы. Так, в сопоставимых ценах, за которые для данного расчета приняты цены 1998 года, ВВП за 1998-99 годы снизился примерно на 105 млрд. рублей, в то время как только начисленный фонд заработной платы - на 305-330 млрд. рублей. То есть, по абсолютному объему снижение заработной платы в 3 раза превысило снижение ВВП. В 1999 году ВВП, несколько возрастает, но начисленный фонд заработной платы сокращается на 125-150 млрд. рублей в ценах 1998 года. При этом его снижение за счет сокращения занятости на 1,4 % в 1998 и 1,1% в 1999 годах можно оценить как слабо влияющее на масштабы общего падения объемов оплаты труда по экономике в целом.
Имеющийся разрыв между абсолютными объемами снижения ВВП и заработной платы определяет абсолютный прирост суммарного объема остальных компонентов ВВП. Величину этого прироста в 1998-99 годах в ценах 1998 года можно оценить в 200-255 млрд. рублей. По сути это крупномасштабное перераспределение заработной платы в рамках ВВП. Очевидный факт такого перераспределения позволяет поставить под сомнение дежурный тезис об отсутствии в экономике средств на хотя бы частичную компенсацию макроэкономически необоснованного падения уровня реальной заработной платы у большинства занятых в экономике. При этом вряд ли можно конкретно указать на хотя бы один общественно значимый позитивный экономический или социальный сдвиг, достигнутый в результате такого перераспределения в ходе реформирования российской экономики. В то же время перечень крупномасштабных негативных сдвигов является весьма впечатляющим.
В частности, как экономически необоснованный и социально неприемлемый можно оценить выход средней и только начисленной заработной платы со стоимости 4,5 до стоимости 1,5 набора прожиточного минимума для трудоспособного населения. Если учитывать количественный и качественный состав этого набора, сводящегося к минимуму средств для выживания, то совершенно очевидно, что их полуторного объема недостаточно для обеспечения минимальных экономических и социальных потребностей человека. Можно также учесть, что даже с меньшей заработной платы взимаются все виды налогов. Кроме того, имеется целый ряд отраслей экономики и промышленности, где средняя заработная плата ниже стоимости прожиточного минимума, а во многих отраслях она превышает эту стоимость незначительно. В равной мере такая ситуация характерна для многих регионов страны. Экономические условия, объективно необходимые даже для простого воспроизводства, не будут обеспечены и в прогнозном периоде.
На этом кризисном фоне небольшие позитивные сдвиги в среднем уровне оплаты труда в последние годы этого периода не вносят сколь-либо значимых изменений в экономическое положение работника. Об этом свидетельствуют и соответствующие оценки из "Основных показателей". Характерно, что в течение 1999 года были изменены некоторые данные об оплате труда за предыдущий год. Так, фонд заработной платы по отчету за 1998 год оценивался в 685 млрд. рублей, а в настоящее время - в 647 млрд. рублей.
Это еще более ухудшает ранее установленную тенденцию, но позволяет улучшить позицию 1999 года, показав для него больший рост заработной платы. Такого рода корректировки весьма типичны для российской статистики и можно ожидать,что они будут продолжены. Можно также отметить, что критерии достоверности в информационно-статистическом обеспечении аналитических и прогнозных исследований вообще довольно размыты, что существенно сказывается на их результатах. Они в любом случае могут носить только приблизительный, ориентировочный характер.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.