Таблица 13
Конечное потребление домашних хозяйств, вариант 2
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2002 к 1998, % |
|
Млрд. рублей |
1507,4 |
2409-2484 |
3201-3295 |
3901-4027 |
4615-4792 |
|
в % к предыдущему году |
117,1 |
159,8-164,8 |
132,8 |
122,1 |
118,6 |
306,2-317,9 |
На душу населения, в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году |
91,9 |
85,2-87,8 |
100,9 |
102,4 |
104,6 |
91,9-95,4 |
По крайним результатам расчетов конечное потребление домашних хозяйств составит в 2002 году примерно 56-59% от уровня 1990 года, что сблизит их с таким соотношением по денежным доходам населения. Сама по себе тенденция такого сближения достаточно объективна. В то же время при том, что такого рода оценки являются самыми ориентировочными, можно предположить возможность их понижения при последующих уточнениях, в том числе на основе обновленной информации. Основания для такого предположения имеются. Кроме того, реальность 90-х годов всегда корректировала даже весьма умеренные прогнозные оценки показателей уровня жизни в сторону их существенного понижения вне зависимости от степени экономической обоснованности этих количественных оценок.
5. Прогноз и оценки пороговых значений некоторых производных показателей уровня жизни
По определению, показатели экономической безопасности в части уровня жизни населения «призваны определить границы, выход за которые угрожает общественному спокойствию возникновением социальных и трудовых конфликтов в стране». Однако не совсем ясно, выход за какие, конкретно, границы угрожает, например, возникновением трудовых конфликтов, если в соответствующем Перечне показателей вообще отсутствуют показатели, связанные с трудом и его оплатой. Эта касается и критериев угрозы возникновения социальных конфликтов, при отсутствии в Перечне показателей, определяющих общие объемы и динамику денежных доходов и потребления населения.
Отсутствие главных макроэкономических индикаторов уровня жизни объективно не может быть восполнено наличием ряда производных, вторичных по отношению к ним показателей, отражающих отдельные аспекты. В основном они касаются оценок уровня бедности, причем по весьма заниженным российским критериям. В то же время, именно их заниженность подчеркивает беспрецедентность кризисных явлений, сопровождающих резкое падение уровня жизни основной массы населения страны.
Это, в первую очередь, относится к скачкообразному росту численности населения с уровнем потребления ниже минимально допустимого даже по современным российским меркам, то есть имеющего доходы ниже прожиточного минимума, в свою очередь весьма далекого от реальных элементарных физических и социальных потребностей современного человека. По оценке Минэкономики, в 1999 году эта численность составляет свыше 50,7 млн. человек или 34,7% населения страны. Как известно, ООН оценивает численность населения, находящегося за гранью нищеты, в 25% населения мира.
Своеобразие экономики, в которой при снижении реального объема ВВП на душу населения за два года на 4,1% численность населения с доходом ниже минимально допустимого может возрасти более чем на 20 млн. человек (почти I4% населения страны в 1999 году), проявляется и в прогнозном периоде. Так, если ориентироваться на оценки «Основных показателей», то при восстановлении в 2001 году реального объема ВВП до уровня 1997 года, число жителей России, находящихся за чертой нищеты, будет выше показателя 1997 года на 14,4-15,8 млн. человек. Таким образом, можно констатировать переход социальной эффективности экономики в новое качество, характеризующееся существенным ростом неадекватности общего состояния экономики и социальных результатов ее развития.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.