о назначениях
Существенные трудности решения рассматриваемой задачи заключаются в наличии многих критериев оценки объектов и субъектов, в необходимости рассмотрения задач с достаточно большим числом субъектов и объектов и в стремлении построить такой метод решения, когда информация от ЛПР использовалась бы в минимально возможной степени.
Основная идея излагаемого далее подхода к решению многокритериальной задачи о назначениях заключается в декомпозиции рассматриваемой проблемы. Хотя каждый из рассматриваемых субъектов и объектов имеет оценки по N критериям, его характеристики рассматриваются не абсолютно, а относительно. Для каждого объекта определяется степень соответствия его требованиям характеристик всех субъектов, и, наоборот, для каждого субъекта определяется его соответствие требованиям всех объектов. На основе анализа таких соответствий делается попытка определить назначения.
Разработанный метод решения включает в себя два важных этапа. Первый этап — этап формального анализа — проводится без участия ЛПР. На этом этапе на основе информации об объектах и субъектах определяются идеальные назначения, если таковые существуют. Второй этап состоит в получении дополнительной информации от ЛПР и определении на ее основе наиболее близких по своим характеристикам пар объект — субъект.
Формальный анализ
Введем необходимые обозначения.
Обозначим через Оi множество объектов (i = ==1, 2, ..., п), а через Сi—множество субъектов (i = = 1, 2, ..., п). Пусть Qij—оценка i-го объекта по j-му критерию, а Cik—оценка i-ro субъекта по k-му критерию (i,k = 2, ..., N). Далее будут рассматриваться дискретные шкалы опенок. Причина этого состоит в том, что в задаче о назначенияхмногие критерии имеюткачественный, субъективный характер. Для таких критериев характерны шкалы с небольшим числом качественных словесных оценок, причем обычно число таких оценок невелико (3--5). В задачах принятия решений непрерывные шкалы могут быть заменены дискретными с формулировками, отражающими степени качества, различимые для ЛПР. Далее предполагается, что оценкина шкалахупорядочены от лучшей к худшей. Если ai— номер оценки на шкале j-го критерия, то при i=1 имеем худшую оценку.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.