Основные теоретические понятия, категории, показатели экономической деятельности предприятия. Понятия производства и его факторов, страница 31

или показателем общей или абсолютной экономической эффективности затрат. Ранее, в советский период действовала целая система показателей экономической эффективности, а соответствующие методики ее оценки утверждались на уровне государства и отдельных отраслей. Эти показатели и методики критиковались за методические слабости. Тем не менее ряд показателей используется в практической деятельности до сих пор, особенно при планировании неокр, проектировании новой техники, технологии, продукции. К ним относятся:

1. показатель общей экономической эффективности или рентабельности инвестиций затрат;

 

Ранее в нормативных документах устанавливался нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений по народному хозяйству и отдельным отраслям (Ен) и был различным в разных отраслях. В настоящее время установлен единый Ен=0,16 что соответствует сроку окупаемости затрат Токн=6.25 лет.

  1. срок окупаемости затрат – обратный

  1. годовой экономический эффект

Пчнов

Рбаз – базовая рентабельность

  1. Сравнительная экономическая эффективность затрат по минимуму приведенных затрат

ЗПi- приведенные затраты по i варианту,

Кi – инвестиции по i варианту,

Сi – текущие затраты, себестоимость по i варианту,

Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений = 0.15

  1. Годовой экономический эффект:

где Сст , Снов – себестоимость продукции по старому и новому варианту,

Кст, Кнов - удельные капитальные затраты и сумма фондов на единицу продукции по старому и новому варианту.

Vнов – годовой объем продукции по новому варианту.

Наряду с общими показателями эффективности имеется целая группа частных показателей характеризующих отдельные аспекты активности производства:

фондоёмкость, фондоотдача, материалоемкость, материалоотдача, трудоемкость, капиталоемкость, капиталоотдача, оборачиваемость, и т.д. и т.п.

  1. понятие АХД и его виды

Одной из важнейших функций управления предприятия на ряду с планированием и учётом, является анализ хозяйственной деятельности (АХД). Именно на основе глубокого экономического анализа можно принять правильное обоснованное управленческое решение.

В настоящее время сформировалась и особая наука и учебная дисциплина АХД.

АХД – система специальных знаний, методов и методик, связанных с исследование состояния, результатов, тенденций, резервов хозяйственного развития и обеспечивающее обоснование планов и управленческих решений. Принципы АХД:

1)  анализ должен базироваться на государственном подходе при оценки экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования

2)  Должен носить научный характер, т.е. не противоречить экономическим законам, использовать современные методы и методики;

3)  Должен быть комплексным, т.е. охватывать все стороны экономической деятельности предприятия или отрасли, или национальной экономики.

4)  Должен обеспечиваться системный подход

5)  должен быть объективным, конкретным, точным

6)  должен быть действенным, оперативным, эффективным.

Виды АХД:

1) в зависимости от уровня объекта АХД внутри хозяйственный анализ, внутри предприятия или его структурных подразделений, межхозяйственный анализ, когда сравниваются результаты двух и более предприятий, отраслевой, межотраслевой, национальной экономики.

2) В зависимости от времени проведения: предварительный, до проведения хозяйственной операции; последующий или ретроспективный – после проведения хозяйственной операции (оперативный - сразу после совершения хозяйственной операции или изменения ситуации за короткий отрезок времени); итоговый (заключительный) - по результатам отчётного периода.

3) В зависимости от объекта анализа: технико-экономический анализ; финансово-экономический анализ – анализ финансового состояний (прибыль, платёжеспособность); бухгалтерский (аудиторский) анализ – это экспертный анализ финансового состояния аудиторскими фирмами; социально-экономический анализ – это исследование социальных аспектов и экономических явлений; экономико-экологический анализ; маркетинговый анализ, экономико-статистический анализ;