Основные теоретические понятия, категории, показатели экономической деятельности предприятия. Понятия производства и его факторов, страница 23

4. Производственная мощность цеха устанавливается по производственной мощности ведущего участка

5. Производственная мощность предприятия устанавливается по производственной мощности ведущего цеха

5.  Виды производственной мощности и показатели её использования.

Производственная мощность может меняться в течении года. Различают:

1.  Входную производственную мощность (на начало планового периода) ПМвх;

2.  Выходную производственную мощность (на конец планового периода) ПМвых;

ПМвых = ПМвх+ПМввед - ПМвыб

3.  среднегодовую действующую производственную мощность:

ПМср = ПМвх +(ПМввед*t1/12) - (ПМвыв*t2/12)

t1 – количество используемых месяцев вводимого оборудования

t2 – количество месяцев которые не использовалось оборудования из выводящих.

При поквартальном расчёте для первого квартала t=10,5  а дальше как в лекции про основные фонды

Уровни использования производственной мощности характеризуют:

1.  Коэффициент использования производственной мощности

КИ=ТП/ПМср

2.  Коэффициент загрузки оборудования i-го вида 

 

где VПМ – количество изделий по принятой производственной мощности. 

ТЁ – трудоёмкость одного изделия на i-том виде продукции.

Фэi – эффективный фонд времени работы i-го оборудования

Для ведущей группы оборудования КЗО=1, по другим меньше 1, для узких мест – больше единицы

Для повышения использования производственной мощности разрабатываются следующие мероприятия:

1.  Технические (техника, технология, инструмент, унификация продукции)

2.  Организационные (оптимизация плана по объёму и номенклатуре по выпускаемой продукции, по структуре парка оборудования и его размещения, специализация цехов, рабочих мест).

3.  Экономические (налог на недвижимость)

4.  Социальные (квалификация рабочих условия труда отдыха)

5.  Экологические (очистка воздуха, проф. санитария и т.п.).

Тема: Ценообразование, прибыль ,рентабельность.

1.  Понятие цен и ее функция;

2.  Государсвенное регулирование и порядок формирования цены. Структура цены.

3.  Виды цен;

4.  Понятие выручки, валовой выручки, валового дохода, прибыли;

5.  Виды прибыли. Её расчёт.

6.  Рентабельность, пути и факторы её определяющие.

1.  Понятие цен и ее функция;

Различают 2 подхода к ценообразованию:

1)  рыночный (Решающий фактор спрос и предложение, коньюктура рынка)

2)  Затратный (пли производственный) [решающий фактор – затраты на производство продукции]

Определение цены как экономической категории в рамках рыночного подхода:

Цена – денежное выражение или форма выражения ценности благ (полезности, потребительской стоимости) проявляется в процессе купли-продажи, обмена.

В этом определении подчеркивается связь цены товара и его полезность, потребительской стоимости, связь цены и рынка.

Определение цены в рамках затратного подхода:

Цена – это денежное выражение стоимости товара.

Подчеркивается связь между ценой и затратами труда.

Функции цены:

1.  Учетная [цена отражает и учитывает затраты по изготовления и реализации продукции, сырья и т.д.]

2.  Стимулирующая [цена либо стимулирует либо сдерживает выпуск той или иной продукции]

3.  Регулирующая [цена регулирует спрос на разные виды продукции]

4.  Распределительная [цена перераспределяет доход между предприятиями производителями продукции, государством, торговыми и сбытовыми организациями]

Устанавливая цену предприятие стремиться достичь следующих целей:

1)  обеспечить возмещение затрат на производство и реализацию продукции (определяет min уровень цены)

2)  Обеспечить прибыль в размерах, необходимых для уплаты налогов, потребления коллективом предприятия и накопления для развития предприятия.

3)  Завоевать или сохранить рынки сбыта своей продукции.

4)  Соблюдать законодательство и нормативные положения, установленные государством для регулирования цен.

2.  Государственное регулирование и порядок формирования цены. Структура цены.