Основные теоретические понятия, категории, показатели экономической деятельности предприятия. Понятия производства и его факторов, страница 24

Государственное регулирование цен осуществляется:

1.  Прямыми методами. Путем установления фиксируемых цен на ограниченный перечень жизненно важных товаров.

2.  Косвенными методами. Через налоговую, кредиты, таможенную дотационную политику.

К мерам государственного регулирования цен относятся:

1)  Определение порядка ценообразования;

2)  Контроль за уровнем цен предприятий монополистов;

3)  Ограничение уровня цен на отдельные товары народного потребления, топливно-энергенических и материально-сырьевые ресурсы.

4)  Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.

Порядок формирования цены можно представить следующим образом:

1.  Определяется себестоимость.

2.  Определяется проектная прибыль на основе норм рентабельности продукции. Суммарная прибыль должна состоять из:

- фонда накопления и фонда потребления;

- налогов на прибыль, на недвижимость;

- включать государственные пошлины, штрафы и пени;

- резервный фонд.

После этого цена корректируется с учетом конкурентоспособного товара и спроса на него.

Структура цены:

1

Себестоимость – НДС за рес.

2

Прибыль

3

Транспортные расходы

4

Акцизы

5

НДС

6

Оптовая надбавка:

А) Издержки сбытов организации

Б) Прибыль сбытов организации

7

Розничная торговая надбавка

А) Издержки розничной торговли включены налоги.

Б) Прибыль розничной торговли

1-2 Оптовая цена предприятия изготовителя;

1-5 Свободно отпускная цена предприятия изготовителя;

1-6 Свободно оптовая цена сбыта организации;

1-7 Свободная, Розничная цена.

3. Виды цен

На ряду со свободной и фиксированными ценами в РБ имеются регулируемые цены, т.е. цены на продовольственные товары по которым устанавливается:

- предельный уровень прибыли по рентабельности не выше 30%;

- предельный цены;

- предельные надбавки;

- предельный рост цены по сравнению с предшествующим периодом.

В цену товара отпускную или оптовую сбытовых организаций могут входить и расходы по транспортировке продукции от поставщика к потребителю. В зависимости от степени участия продавца в расходах по транспортировке продукции различают следующие основные виды цен:

- цена франко-станция отправления;

- цена франко-станция назначения

- франко-склад, франко-вагон и т.д.

В экономическом анализе, планировании и статистке используется сопоставимые цены (неизменные) для исключения влияния на цены инфляционных процессов. Действительно цены приводятся к сопоставимым с использованием индекса цен.

При проектировании новых видов изделий используется проектные цены, которые имеют приближенный характер.

Кроме этого имеются цены, определяемые видом рынка, на котором они формируются:

- биржевые;

- аукционные;

- комиссионные;

- мировые;

- цены неофициальные или теневого рынка.

Используется понятия: договорные цены, контрактная цена, твердая цена, демпинговая цена.

4. Понятие выручки, валовой выручки, валового дохода, прибыли.

Выручка – полученные денежные средства за выпущенную предпринимателем продукцию, выполненные рабочие услуги.

Если выручка превышает затраты на производство, то образуется прибыль.

Если меньше затрат на производство – убыток.

Если выручка = затратам, прибыль отсутствует, только возмещается затраты.

Валовая выручка – получение денежных средств от всех видов деятельности предприятия. Включает в себя:

1)  Выручку от реализации продукции, т.е. сумму денежных средств, полученные за производство продукцию, выполненную рабочими, услуги.

2)  Выручка от прочей реализации. В частности основных фондов, товарно-материальных ценностей, нематериальных активов (патентов, лицензий), ценных бумаг;

3)  Выручка от внереализационных операций (сдача имущества в аренду, доходы по операциям с ценными бумагами, совместная деятельность, штрафы получаемые от других субъектов хозяйствования и т.д.)