Государственное регулирование цен осуществляется:
1. Прямыми методами. Путем установления фиксируемых цен на ограниченный перечень жизненно важных товаров.
2. Косвенными методами. Через налоговую, кредиты, таможенную дотационную политику.
К мерам государственного регулирования цен относятся:
1) Определение порядка ценообразования;
2) Контроль за уровнем цен предприятий монополистов;
3) Ограничение уровня цен на отдельные товары народного потребления, топливно-энергенических и материально-сырьевые ресурсы.
4) Лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
Порядок формирования цены можно представить следующим образом:
1. Определяется себестоимость.
2. Определяется проектная прибыль на основе норм рентабельности продукции. Суммарная прибыль должна состоять из:
- фонда накопления и фонда потребления;
- налогов на прибыль, на недвижимость;
- включать государственные пошлины, штрафы и пени;
- резервный фонд.
После этого цена корректируется с учетом конкурентоспособного товара и спроса на него.
Структура цены:
1 |
Себестоимость – НДС за рес. |
2 |
Прибыль |
3 |
Транспортные расходы |
4 |
Акцизы |
5 |
НДС |
6 |
Оптовая надбавка: А) Издержки сбытов организации Б) Прибыль сбытов организации |
7 |
Розничная торговая надбавка А) Издержки розничной торговли включены налоги. Б) Прибыль розничной торговли |
1-2 Оптовая цена предприятия изготовителя;
1-5 Свободно отпускная цена предприятия изготовителя;
1-6 Свободно оптовая цена сбыта организации;
1-7 Свободная, Розничная цена.
3. Виды цен
На ряду со свободной и фиксированными ценами в РБ имеются регулируемые цены, т.е. цены на продовольственные товары по которым устанавливается:
- предельный уровень прибыли по рентабельности не выше 30%;
- предельный цены;
- предельные надбавки;
- предельный рост цены по сравнению с предшествующим периодом.
В цену товара отпускную или оптовую сбытовых организаций могут входить и расходы по транспортировке продукции от поставщика к потребителю. В зависимости от степени участия продавца в расходах по транспортировке продукции различают следующие основные виды цен:
- цена франко-станция отправления;
- цена франко-станция назначения
- франко-склад, франко-вагон и т.д.
В экономическом анализе, планировании и статистке используется сопоставимые цены (неизменные) для исключения влияния на цены инфляционных процессов. Действительно цены приводятся к сопоставимым с использованием индекса цен.
При проектировании новых видов изделий используется проектные цены, которые имеют приближенный характер.
Кроме этого имеются цены, определяемые видом рынка, на котором они формируются:
- биржевые;
- аукционные;
- комиссионные;
- мировые;
- цены неофициальные или теневого рынка.
Используется понятия: договорные цены, контрактная цена, твердая цена, демпинговая цена.
4. Понятие выручки, валовой выручки, валового дохода, прибыли.
Выручка – полученные денежные средства за выпущенную предпринимателем продукцию, выполненные рабочие услуги.
Если выручка превышает затраты на производство, то образуется прибыль.
Если меньше затрат на производство – убыток.
Если выручка = затратам, прибыль отсутствует, только возмещается затраты.
Валовая выручка – получение денежных средств от всех видов деятельности предприятия. Включает в себя:
1) Выручку от реализации продукции, т.е. сумму денежных средств, полученные за производство продукцию, выполненную рабочими, услуги.
2) Выручка от прочей реализации. В частности основных фондов, товарно-материальных ценностей, нематериальных активов (патентов, лицензий), ценных бумаг;
3) Выручка от внереализационных операций (сдача имущества в аренду, доходы по операциям с ценными бумагами, совместная деятельность, штрафы получаемые от других субъектов хозяйствования и т.д.)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.