Расчеты показывают, что в 2001 году за счет увеличения себестоимости продукции убытки составили 120798 тыс. рублей, но изменение отпускных цен и изменения в объеме продукции обеспечили прирост прибыли соответственно на 34630 и 2851,7 тыс. рублей. В целом прибыль от реализации уменьшилась на 83526 тыс. рублей.
В 2002 году за счет увеличения себестоимости продукции убытки составили 11065 тыс. рублей, но изменение отпускных цен и изменения в объеме продукции обеспечили прирост прибыли соответственно на 58531 и 290,4 тыс. рублей. В целом прибыль от реализации увеличилась на 46123 тыс. рублей.
Можно сделать вывод, что прибыль наиболее чувствительна к изменению отпускных цен. Руководству предприятия стоит уделить наибольшее внимание вопросам ценообразования и сбытовой политики, поскольку это дает наибольший эффект. Но следует помнить и о том, что чувствительность к изменению цены может негативно сказаться на положении предприятия в случае неудачной рыночной ситуации и снижения цен, особенно в высоко конкурирующих отраслях, где цены диктуются рынком.
Безубыточность – состояние, когда производственная деятельность не приносит ни прибыли, ни убытков. Ее можно выразить в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Графический способ анализа безубыточности представлен на рисунке 10.
Рисунок 10 – Графическое определение порога рентабельности
Точка пересечения выручки от реализации продукции и себестоимости, спроектированная на горизонтальную ось, показывает критический объем продажи угля (в данном случае 1555 тыс. т), при котором обеспечивается окупаемость затрат. Реализация угля объемом более 1555 тыс. т обеспечивает получение прибыли.
В аналитическом способе рассчитываются показатели по формулам (44), (45), (46), (47), (48). Результаты расчетов сведены в таблицу 45.
Таблица 45 – Расчет точки безубыточности
Показатели |
Величина показателя |
Валовая маржа, тыс. руб |
395206 |
Коэффициент валовой маржи |
0,65 |
Порог рентабельности (точка безубыточности), тыс. руб |
466131 |
Запас финансовой устойчивости, % |
23 |
Сила воздействия операционного рычага, разы |
4,87 |
Для анализа рентабельности рассчитываются показатели рентабельности, результаты расчета показателей рентабельности по анализируемой шахте приведены в таблице 46.
Таблица 46 – Показатели рентабельности
Показатели |
2000 год |
2001 год |
+, - к 2000 г. |
2002 год |
+, - к 2001 г. |
рентабельность продаж, % |
25,9 |
8,4 |
-17,5 |
15,2 |
6,8 |
рентабельность капитала, % |
36,2 |
28,9 |
-7,3 |
46,1 |
17,2 |
рентабельность собственного капитала, % |
26,8 |
22,5 |
-4,3 |
30,5 |
12,5 |
рентабельность продукции, % |
35,0 |
9,2 |
-25,8 |
17,9 |
8,7 |
рентабельность основных производственных фондов, % |
47,5 |
15,2 |
-32,3 |
25,6 |
10,4 |
Проведенный анализ показал, что производственное задание на 2002 год недовыполнено практически по всем показателям. Несмотря на это, значения всех технико-экономических показателей несколько выше значений аналогичных показателей 2000 и 2001 года. Предприятие является прибыльным и рентабельным. Уровень заработной платы не отстает от уровня инфляции, но опережает рост производительности труда, что является нежелательной тенденцией. Анализ продаж показал, что уголь марки Ж, добываемый на шахте, является востребованным на рынке.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.