Управление режимами работы электрических двигателей в разомкнутых системах электропривода.
В первом разделе рассматриваются математические модели электрических двигателей в установившихся режимах работы. Вводятся понятия о механических и электромеханических характеристиках и их разновидностях. Рассматриваются уравнения характеристик.
При преобразовании энергии в двигателях постоянного тока необходимо учитывать ограничение тока якорной цепи, определяемое условиями коммутации. В случае применения асинхронного двигателя с фазным ротором возможно обеспечить влияние на развиваемый двигателем момент. Во второй части рассматриваются способы регулирования тока и момента.
Третья часть посвящена способам регулирования угловой скорости вращения валов двигателей.
В четвертой части рассматриваются способы торможения двигателей.
Изложение материала ориентировано на понимание физической сущности рассматриваемых режимов. Приводятся необходимые расчетные соотношения.
1. Модели двигателей в установившихся режимах.
1.1 Понятие о механических и электромеханических характеристиках двигателей.
Механическими называются характеристики, описывающие зависимость w=f(M) угловой скорости вращения вала двигателя от развиваемого двигателем электромагнитного момента. Электромеханические характеристики для двигателей постоянного тока отражают зависимость w=f(I) скорости от тока якоря, для синхронного двигателя – зависимость w=f(I1) скорости двигателя от тока статора, а для асинхронных двигателей рассматривают два вида электромеханических характеристик – зависимости w=f1(I1) и w=f2(I2) скорости двигателя от тока статора и тока ротора соответственно.
Процессы преобразования энергии, описываемые механическими и электромеханическими характеристиками могут быть переходными (динамическими) или установившимися (статическими). В связи с этим различают динамические механические и электромеханические характеристики и те же характеристики для установившихся режимов.
1.2 Характеристики двигателей постоянного тока с независимым возбуждением в установившихся режимах.
Электромагнитный момент, развиваемый двигателем формируется в результате взаимодействия тока якоря i с магнитным потоком Ф, создаваемый обмоткой возбуждения:
М=Сфi. (1.1)
Если якорь двигателя питается от источника бесконечной мощности, то баланс напряжений в якорной цепи можно представить в следующем виде:
(1.2)
Здесь U – напряжение источника питания; ra – «внутреннее» сопротивление двигателя, учитывающее сопротивления всех обмоток, находящихся в якорной цепи; La – суммарная индуктивность цепи якоря; Е – противоЭДС, вырабатываемая двигателем.
Из теории электрических машин известно, что
Е=СФw. (1.3)
В (1.1) и (1.3) параметр является конструктивной постоянной машины.
В общем случае поток возбуждения может изменяться. Изменение потока зависит от вида зависимости Ф=Ф(iв), представляющей собой кривую намагничивания, и закона изменения тока возбуждения iв в соответствии с уравнением
(1.4)
Где Uв - напряжение источника питания цепи возбуждения; rв, Lв –параметры обмотки возбуждения.
Из выражений (1.1) … (1.3) следует, что динамические механическая и электромеханическая характеристики описываются соответственно выражениями:
(1.5)
(1.6)
Следовательно, характеристики установившихся режимов (U=const, i=I=const, Ф=const) можно определить из выражений:
(1.7)
(1.8)
При I=М=0 получаем скорость идеального холостого хода:
(1.9)
При работе двигателя ненулевым моментом на валу имеем отклонение скорости от скорости идеального холостого хода на величину
(1.10)
Характеристики (1.7), (1.8) при номинальных значениях напряжения UН и потока возбуждения ФН называются естественными. Все другие характеристики являются искусственными. Искусственными будут такие характеристики, если при U=UН, Ф=ФН в якорную цепь включить добавочное сопротивление.
Значение токов и моментов при w=0 называются токами Iкз и моментами Мкз короткого замыкания. Из (1.7) и (1.8) следует, что
(1.11)
Для естественных характеристик значение Iкз,е, Мкз,е существенно превышают номинальные значения тока IН и момента МН:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.