Управление режимами работы электрических двигателей в разомкнутых системах электропривода. Модели двигателей в установившихся режимах, страница 14

Рассмотренные процессы описывают для режима рекуперации преобразования кинетической энергии в электрическую энергию.

 При активном характере нагрузки на валу режим отдачи энергии в источник питания может быть получен так же или за счет изменения знака момента сопротивления Мс, или за счет изменения полярности напряжения на якоре.

 Если для приведенной на рис.4.3,а схемы положительному направлению вращения соответствует подъем груза m1 то при m1>m2 момент сопротивления

                         (4.2)

положителен и реализуется двигательный режим (точка а на рис.4.3,б).

w

 
 


При плавном изменении соотношения между m1 и m2 таким образом, чтобы разность m1-m2 сначала уменьшалась, а затем стала отрицательной, рабочая точка перейдет в точку б при Мс2<0. На участке характеристики, удовлетворяющей условию w>w0, реализуется режим рекуперации. При этом между точками в и б (исключая сами точки) – переходный тормозной режим с отдачей энергии в источник питания, а в точке б возможна длительная работа (установившийся режим торможения).

В случае активной нагрузки режим рекуперации можно получить при m2=0 и изменением полярности напряжения на якоре (рис.4.3,в). Между точками г и д (за исключением точки г) реализуется режим рекуперации, при этом в точке д – установившийся режим.

4.2.2Торможение противовключением.

При любом характере нагрузки торможение противовключением в режиме преобразования кинетической энергии в электрическую можно реализовать изменением полярности напряжения питания с одновременным включением в якорную цепь добавочного сопротивления (рис.4.4). Процессу между точками б и в (исключая сами точки) соответствует переходный режим противовключения.

Установившийся режим противовключения можно получить при активной нагрузке на валу. Если в якорную цепь включить добавочное сопротивление, то рабочая точка из точки а перейдет в точку в (рис.4.5). между точками б и в (исключая сами точки) реализуется переходный процесс противовключения, а в точке в обеспечивается установившийся режим торможения.

 


4.2.3Динамическое торможение.

Различают динамическое торможение с независимым возбуждением и самовозбуждением.

В режиме торможения с независимым возбуждением якорная цепь двигателя отключается от сети и замыкается на внешнее сопротивление rд.т.(рис.4.6). При этом электромеханическая и механическая характеристики описываются выражениями:

                        (4.3)

                       (4.4)

 


При преобразовании кинетической энергии в электрическую энергию (рис.4.6,б) переходному режиму динамического торможения соответствует область б0 (исключая точку б) динамической механической характеристики. При активной нагрузке возможен установившийся режим преобразования потенциальной энергии в электрическую энергию (точка в на рис.4.6,в).

В режиме динамического торможения с самовозбуждением обмотка возбуждения включается в якорную цепь (рис.4.7). Для возникновения процесса самовозбуждения необходимо, чтобы направление тока в обмотке возбуждения после переключения совпадало с направлением тока в предшествующем режиме.

Обмотки независимого возбуждения обладают большими сопротивлениями. Поэтому создаваемые в схеме на рис.4.7 токи обычно малы и тормозной режим малоэффективен.  

4.3  Тормозные режимы двигателей постоянного тока с последовательным возбуждением.

4.3.1Рекуперативное торможение.

Тормозной режим работы двигателя с отдачей энергии в источник питания нереализуем. Для этого существуют следующие причины:

·  Теоретически при нулевом токе якоря машина размагничивается, в результате чего механическая и электромеханическая характеристики не проходят во второй квадрант;