Управление режимами работы электрических двигателей в разомкнутых системах электропривода. Модели двигателей в установившихся режимах, страница 10

 


Исходя из баланса напряжений и токов в установившихся режимах

U=rmIm+rnIn,

E+RaI=rmIm,                                     (3.11)

In=I+Im,

где Ra=ra+ra,доб, с учетом выражений (1.1), (1.3) получаем выражения, описывающие механические и электромеханические характеристики двигателя:

             (3.12)

               (3.13)

Из приведенных выражений следует, что при использовании рассматриваемой схемы имеется возможность изменения скорости и идеального холостого хода и жесткости характеристик (рис.3.8). Жесткость механической характеристики в данном случае

                    (3.14)

выше жесткости характеристики:

                        (3.15)

для схемы с добавочным сопротивлением, но ниже жесткости:

                           (3.16)

естественной характеристики (рис.3.16).

Расчет сопротивлений, обеспечивающих работу двигателя со скоростью wс<wн при нагрузке на валу, равной Мс, производится следующим образом. 

Из (3.14) следует, что наибольшая жесткость механической характеристики обеспечивается при минимальном значении Ra+rmrn/(rm+rn). Минимальное значение равно. Тогда в соответствии с (3.12)

           (3.17)

Введем обозначение a=rn/rm и решим уравнение (3.17) относительно a:

                  (3.18)

Из схемы (рис.3.7) и уравнения (3.18), которое принимает вид

                      (3.19)

следует, что наибольшему значению жесткости следует наименьшее значение a. В тоже время желательно иметь небольшие значения rш. Однако, протекающий через сопротивления rm и rп ток не должен быть чрезмерно большим. В режиме идеального холостого хода этот ток равен:

Im=In=I0=U/(rm+rn)=U/rm(1+a).               (3.20)

Выражая rm из (3.15) преобразуем (3.17) к виду:

            (3.21)

тогда

              (3.22)

где

A=raI0Mc+wc(CФ)2,

B=U(Mc-I0CФ),

C=-I0UCФ.

Очевидно, что значение a должно быть не комплексным. Этому условию удовлетворяет неравенство

(В-2А)2-4А(А-С)=В2-2А(В-2С)>0.

Так как

В-2С=UMc-UI0СФ+2UI0CФ>0,

то подкоренное выражение в (3.22) может быть и положительным, и отрицательным в зависимости от значения I0.

Теперь можно предположить следующий порядок расчета сопротивлений:

·  Для ряда значений I0<Iн рассчитать a;

·  Из всех значений a выбрать наименьшее положительное значение;

·  Определить rш=U/(a+1), rп=arш.

3.6  Регулирование скорости двигателя постоянного тока с последовательным возбуждением изменением напряжения.

Из-за ухудшения условий коммутации при превышении напряжения на якоре по отношению к номинальному напряжение регулирование напряжения выше номинального не рекомендуется. При U=0 нет условий для возбуждения двигателя. Следовательно, напряжение можно регулировать при выполнении условия 0<U<Uн.

При снижении напряжения одновременно снижается и скорость вращения двигателя (при заданном моменте сопротивления) и жесткость характеристик. Рассмотрим этот вопрос подробно.

При заданном моменте сопротивления Мс и заданном напряжении устанавливается некоторая скорость вращения wс. В соответствии с уравнением механической характеристики

Следовательно, значение потока, которое может при этом создаваться, можно получить как результат решения квадратного уравнения:

Проанализируем электромеханическую характеристику при

                 (3.23)

Так как в соответствии с уравнением электромеханической характеристики ток, который может установиться в якорной цепи, определяется уравнением

после подстановки находим:

                (3.24)

Для второго решения

                 (3.25)

получим

                (3.26)

Очевидно, что правильным является только решение (3.24). действительно, при Мс=0 должно выполняться условие: Ic=0. этому условию удовлетворяет лишь (3.24).

Отклонение скорости Dwc=raIc,1/(CФ)1 определяется следующим образом: