Управление режимами работы электрических двигателей в разомкнутых системах электропривода. Модели двигателей в установившихся режимах, страница 5

В приближенных расчетах принимают: r1sкр<<r’2. тогда получим упрощенную формулу Клосса:

                        (1.37)

Построенная по формулам (1.31), (1.36) механическая характеристика приведена на рис.1.9 (на рис.1.9,а как функция s(М), а на рис.1.9.б – функция w(М)).

При работе двигателя с малыми скольжениями (s<sкр) механическая характеристика близка к линейной (Мкрs/sкр), а в области больших значений скольжений (s>sкр) имеет приблизительно гиперболический

 


характер: Мкрsкр/s. Критический момент в генераторном режиме работы двигателя (в режиме рекуперации энергии в сеть) Мкр,г превышает соответствующий момент Мкр,д в двигательном режиме. Из (1.34) следует, что

                 (1.38)

Жесткость механической характеристики

зависит от величины скольжения.

 При |s|<sкр жесткость dM/ds положительна, а жесткость dM/dw отрицательна. Этой области скольжения соответствует рабочая часть механической характеристики. При |s|³sкр знаки жесткостей меняются и в этой области двигатель в установившихся режимах работать не может.

В формировании электромагнитного момента участвует лишь активная составляющая тока ротора. Исходя из этого

М=СФI2’Cosj2,                       (1.39)

Где Ф – результирующий магнитный поток,

Область допустимых режимов работы двигателя приблизительно соответствует рис.1.2. при этом ограничение по перегрузочной способности (прямые 2) проявляется в ограниченности развиваемого двигателем моментов значениями Мкр. При этом следует учесть, что момент двигателя имеет повышенную чувствительность к изменению напряжения из-за квадратичной зависимости (М~U12). ГОСТ 13109-97 допускает предельное отклонение напряжения на уровне ±10% от номинального значения. Реальные отклонения напряжения могут быть более значительными. С учетом этого перегрузочную способность двигателя следует определять по значению Mкр(U1/U1H)2.

Повышение скорости выше номинальной можно осуществить повышением частоты питающего напряжения. При этом напряжение питания сохраняется на номинальном уровне, а критическое значение электромагнитного момента изменяется приблизительно по гиперболической зависимости.

Вид электромеханической характеристики s(I2’), w(I2’) можно установить, произведя анализ выражения (1.30).

При s®±¥ ток ротора стремится к асимптоте

                (1.40)

В режиме рекуперации при скольжении sM=-r2’/r1 ток ротора достигает максимального значения

                   (1.41)

Зависимости s(I2’), w(I2’) приведены на рис.1.10.

Электромеханическая характеристика s(I1), w(I1) отличается от характеристики s(I2’), w(I2’) увеличением тока I1 по отношению к I2’ за счет влияния тока намагничивания. При s=0 ток намагничивания наименьший и равен IМ0,а с увеличением ½s½ несколько растет. В целом зависимость от s, аналогичную зависимости I2’ от s (рис.1.10).

 


1.6  характеристики синхронных двигателей в установившихся режимах.

Электромагнитная мощность двигателя равна

Рэм=3U1I1Cosj1                       (1.42)

Здесь U1 I1 – напряжение питания фазы и ток фазы статора.

Спроектируем все векторы на ортогональные оси d, q, ориентированные относительно ЭДС. Тогда можно написать следующие уравнения:

I1q=I1Cosy,

I1d=I1Siny,

U1Cosq=E+xdI1d,                                  (1.43)

U1Sinq=xqI1q

Тогда

Определяя I1d и I1q и двух последних уравнений системы (1.42) получим:

(1.44)

Так как Рэм=Мw1, получим выражения для электромагнитного момента в следующем виде:

  (1.45)

Для машин в неявнополюсном исполнении хdq.

Из (1.45) следует, что при явнополюсном исполнении двигателя развиваемый им момент (рис.1.12) содержит основную составляющую

 


 и дополнительную составляющую . Максимуму момента соответствует угол qМ, который можно определить из условия . Номинальному режиму соответствует рабочий угол qн=p/9…p/6.