Анализ финансово-хозяйственной деятельности потенциального заемщика. Самый важный аспект процесса кредитования, страница 7

Статья «Счета к получению»: в данном разделе указываются суммы задолженности покупателей и заказчиков за реализованную продукцию (товары, работы, услуги), персонала компании по возврату выданных подотчет средств и по прочим операциям и других дебиторов. Необходимо в комментариях отразить покупателей, имеющих наиболее крупные задолженности (10% и более от общей суммы выплаченных авансов), но не менее 5 наиболее крупных должников. Важно выделить постоянных дебиторов (работающих с клиентом длительный срок, обычно несколько лет), сконцентрирована ли задолженность среди небольшого числа крупных покупателей. Необходимо отразить общую политику фирмы в области отсрочек оплаты: зависит ли цена продаж от сроков оплаты? есть ли индивидуальные лимиты для конкретных групп покупателей? существует ли сложившийся "неснижаемый" остаток дебиторской задолженности? как соотносятся сроки дебиторской задолженности со сроками привлечения средств? рассчитывает ли фирма на основании данных за предыдущие периоды резерв на возможные потери? проявляется ли сезонность в политике предоставления отсрочек оплаты товара?

В отчете не указываются суммы «мертвой» дебиторской задолженности - задолженности, вероятность погашения которой оценивается клиентом или экономистом как низкая. К такой задолженности предварительно можно отнести задолженность, по которой отсутствует погашение в течение срока более 6 месяцев, однако необходимо уточнять такие позиции у клиента, так как это может быть сознательное кредитование покупателей. Прочая дебиторская задолженность, например авансы работникам или связанным компаниям, исключается из баланса. Информацию о суммах дебиторской задолженности можно найти в данных аналитического учета (дебетовые остатки) к счетам 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 45 «Товары отгруженные» (необходимо уточнить ожидаемые поступления по товарам, переданным на реализацию), 76 «Разные дебиторы, кредиторы», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

Статья «Товарно-материальные запасы»: в данном разделе указываются суммы средств предприятия, которые вложены в создание запасов сырья, материалов и комплектующих, готовой продукции и товаров, тары и упаковки. Необходимо выделить наиболее крупные позиции запасов в каждой категории в комментариях к статьям баланса (10% и более от общей стоимости сырья и материалов, готовой продукции или товаров). Материалы, принятые на переработку, и товары, принятые на комиссию, необходимо отразить в забалансовых обязательствах. Не отражаются ТМЦ, принятые на ответственное хранение. Здесь не указывается стоимость неликвидных запасов - сырья и материалов, вероятность передачи которых в производство оценивается клиентом или экспертом как низкая, или готовая продукции и товары, вероятность реализации которых (без существенного снижения цены) оценивается как низкая. К таким запасам можно предварительно отнести те, по которым отсутствует движение более 3 месяцев, однако по таким позициям необходимо уточнение у клиента, так как это могут быть сознательно созданные запасы. При оценке величины запасов предприятия, помимо получения документальной информации, необходимо выборочно по некоторым конкретным позициям сверить фактическое наличие сырья, материалов, готовой продукции и товаров на складе и в торговых помещениях клиента с данными, отраженными в учете. По наиболее крупным позициям запасов необходимо проверить соответствие учетной цены ценам реализации, существующим на рынке. Факт такой проверки должен быть отражен в комментариях. Экономисту необходимо выяснить следующие факторы: условия хранения, сроки годности; ассортимент необходимый складской остаток; сложившийся процент потерь (брак, окончание срока годности и т.п.); условия отгрузки или доставки покупателям; технологию распределения продукции по торговым точкам; как осуществляется учет при большой номенклатуре товаров; есть ли какое-либо послепродажное обслуживание; возникает ли затоваривание и способы борьбы с ним; доступность и количество возможных поставщиков; заменяемость сырья и полуфабрикатов (возможность использования в производстве других подобных материалов); сезонность поставок и колебания цен; сроки доставки.