Анализ финансово-хозяйственной деятельности потенциального заемщика. Самый важный аспект процесса кредитования, страница 13

Рекомендуется заполнять по всем кредитам, заполнение обязательно по инвестиционным проектам, а также при наличии у клиента большого числа займов и кредитов с погашением в течение срока действия планируемого кредитного проекта. Используется для построения прогноза движения денежных средств заемщика (группы связанных компаний) на ближайший год и оценки ликвидности бизнеса. С целью анализа существующей ситуации и для проверки корректности данных управленческих отчетных форм строятся также фактические денежные потоки за рассматриваемый при анализе отчетный период (за 3 предыдущих месяца). Отчет строится прямым методом, т.е. непосредственно на основании данных клиента о движении денежных средств, при этом данные должны проверяться на основании соотношения трех базовых форм отчетности - баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств. Заполняются следующие строки: денежные средства на начало - указывается только начальная сумма денежных средств на первое число первого месяца анализируемого периода (зеленое поле). В дальнейшем значения данной строки рассчитываются автоматически; поступления от основной деятельности - на данном листе заполняются только поступления денежных средств (не выручка по начислению) от конечных покупателей (без учета поступлений от связанных компаний в случае консолидированного анализа группы предприятий) по существующему бизнесу, без учета проекта; материальные затраты - денежные средства, уплаченные поставщикам за сырье, материалы, и товары в соответствующем месяце (оплата поставленных сырья, материалов и т.д., авансов поставщикам, расчеты по товарным кредитам и отсрочкам), включая НДС. Расчеты внутри группы связанных компаний не учитываются; услуги сторонних организаций - оплата услуг сторонних организаций, включая НДС; зарплата с начислениями - совокупная сумма выплат предприятия, связанных с оплатой труда (выдача заработной платы работникам, уплата налога на доходы за работников, уплата ЕСН и иных начислений на заработную плату); аренда и коммунальные платежи, транспорт, представительские и командировочные, реклама и маркетинг, связь и административные, прочие -суммы выплат (с НДС) по данным статьям расходов; проценты по кредитам банка- суммы процентов к уплате по всем кредитам банка в соответствии с графиками платежей; проценты по другим кредитам - суммы процентов к уплате по всем остальным кредитам и займам; лизинговые платежи- суммы лизинговых и иных платежей фактически оплаченных по договорам лизинга в соответствии с графиками; особенности отражения лизингового финансирования: по строке "лизинговые платежи" указываются все платежи по рассматриваемому договору лизинга, включая аванс и комиссию; налоги - сумма всех налогов к уплате.

Результаты от основной деятельности (чистый денежный поток) рассчитывается как отдельно по существующему бизнесу и по проекту, так и суммарно. В блоке описания инвестиционной деятельности указываются капитальные вложения (инвестиции) и реализация существующих основных фондов (деинвестиции). Суммы инвестиций и деинвестиций указываются в соответствии с графиками их оплаты (а не поставки или ввода в действие).

В блоке описания финансовой деятельности необходимо описать все источники дополнительного (кроме поступлений от основной деятельности и продажи постоянных активов) финансирования и графики их погашения (в том числе выплата дивидендов собственникам), в том числе по проекту. Графики привлечения и погашения финансирования должны соответствовать договорам, уровень выплат собственникам должен быть адекватен их вложениям в бизнес и уровню их жизни.

При наличии планов привлечения внешнего финансирования в будущем необходимо обоснование реальности привлечения данного финансирования, предполагаемые условия, источники и текущее состояние дел по привлечению. Кроме того, необходимо понимание действий предприятия и последствий для бизнеса в случае, если дополнительное финансирование не будет получено.

При построении отчета о движении денежных средств необходимо учитывать взаимосвязь трех базовых форм отчетности и осуществлять контроль за корректностью исходных данных клиента, используемых при подготовке заключения, и правильностью их обработки.