При укладке плетей длиной более 800 м нижняя граница интервала закрепления должна быть не менее, чем на 8°С выше нижней границы, установленной для плетей обычной длины.
С учетом редкой повторяемости и малой продолжительности действия особо низких температур зоны применения бесстыкового пути могут быть расширены за счет увеличения Δtр при непродолжительном снижении скорости движения поездов. Границы интервала в этом случае:
нижняя ,
верхняя .
Наиболее низкая температура, при которой поезда могут следовать с установленной скоростью
.
При ожидаемом по суточному прогнозу понижении температуры ниже tуст до tсж скорость движения должна быть ограничена на время действия таких температур (т.е. tсж< tуст) до величины, определяемой интерполяцией по таблицам ТУ или специально выполненного расчета наибольших допускаемых понижений температуры рельсовых плетей по сравнению с температурой закрепления и соответствующего .
Оптимальный интервал закрепления
Закрепление плетей любой длины при любой температуре в пределах расчетного интервала гарантирует надежность их работы при условии полного соблюдения требований ТУ, касающихся конструкции и содержания бесстыкового пути. Конкретные значения температур закрепления или оптимальный интервал закрепления рельсовых плетей определяются из местных условий. При этом следует учитывать, что закрепление плетей при очень высоких температурах может в отдельных случаях привести к образованию большого зазора при сквозном изломе плети зимой или к разрыву болтов в стыках уравнительного пролета с большим расхождением концов рельсов.
При закреплении плетей в оптимальном интервале исключается раскрытие стыковых зазоров уравнительного пролета сверх конструктивных значений, срез болтов и разрыв стыка зимой, а летом позволяет выполнять путевые работы, снижающие устойчивость пути, при более высоких температурах.
Для Беларуси оптимальный интервал закрепления рельсовых плетей составляет от 25 до 35ºС.
5.5 Схема и диаграмма температурной работы бесстыкового пути
Построение диаграммы температурной работы бесстыкового пути производиться по методике профессора В.Г. Альбрехта.
Рисунок - Прямоугольник температурой работы
Проводятся координатные оси. По оси координат откладываются допускаемые продольные силы на сжатие, растяжение и устойчивости, а по оси абсцисс температуру рельсов. Выше оси абсцисс будет зона сжатия, а ниже зона растяжения. В зоне сжатия проводятся две горизонтальные линии допускаемая продольная сила при сжатии и допускаемая сила по устойчивости . В зоне растяжения проводим горизонтальную линию допускаемую силу при растяжении . Отложив на оси абсцисс и и проводя через эти точки прямые параллельно оси ординат получим прямоугольник температурной работы, приведенный на рисунке.
Из точки I (пересечение линии или и линии ) и из точки II (пересечение линии и линии ) проводим наклонные параллельные прямые до пресечения с точками до пересечения с точками отложенных допускаемых годовых изменений допускаемой силы
, ()
Наклонные линии, пересекаясь с осью абсцисс, определяют расчетный интервал закрепления рельсовых плетей (рисунок ).
Рисунок - Построение расчетного интервала закрепления рельсовой плети.
Затем на оси абсцисс откладываем оптимальный для Белорусской железной дороги интервал закрепления рельсовых плетей, которое составляет , . Определяем запас сжимающих и растягивающих продольных сил для нижней границы закрепления.
,
,
для верхней границы закрепления.
,
,
где запас продольной сжимающей силы на нижней границе закрепления;
запас продольной сжимающей силы на верхней границе закрепления;
запас продольной растягивающей силы на нижней границе закрепления;
запас продольной растягивающей силы на верхней границе закрепления;
нижняя температура расчетного интервала закрепления;
верхняя температура расчетного интервала закрепления;
нижняя температура оптимального интервала закреплении;
верхняя температура оптимального интервала закрепления.
При закреплении рельсовых плетей в оптимальном интервале обеспечивается надежная работа бесстыкового пути, т.к. фактические сжимающая и растягивающая температурные силы не превышают допускаемых.
Построим диаграмму температурной работы бесстыкового пути для г. Минска (tmin=-39 ºC, tmax=+55 ºC, Та=94 ºC).
Допустимые перепады температуры на сжатие по условию прочности головки рельсов определяются по формуле
, ()
где 3500 – допускаемое напряжение в рельсах, кгс/см2;
– кромочное напряжение в головке рельса, кгс/см2.
Допустимые перепады температуры на растяжение по условию прочности подошвы рельсов определяются по формуле
, ()
где — кромочное напряжение в подошве рельса, кгс/см2.
Допустимая сжимающая сила определяется из выражения
, ()
где F – площадь поперечного сечения рельса, см2.
Допустимая растягивающая сила определяется по формуле
, ()
Допустимая сжимающая сила по условию устойчивости определяются по формуле
, ()
где Pкр — критическая продольная сжимающая сила, кгс.
Допустимая сила, действующая в рельсе на протяжении года:
()
где Тa — амплитуда температур, °С.
При исходных данных =1104,2 и =1108,2 результаты расчёта сводим в таблицу.
Таблица – Установление температурного интервала укладки бесстыкового пути
tсж, ºС |
tраст, ºС |
Nсж, тс |
Nраст, тс |
Nуст, тс |
Nгод, тс |
77 |
82 |
301,2 |
320,8 |
181,6 |
367,7 |
Расчётная нижняя граница интервала закрепления рельсовых плетей определяется по формуле
, ()
, ()
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.