Длина рельса в эксплуатируемом пути начинает меняться при нагревании или охлаждении после преодоления определенного сопротивления накладок в стыках R, значение которого зависит от силы затяжки болтов в стыках. Далее изменение длины рельса в связи с преодолением продольного погонного сопротивления, возникающего за счет прижатия подошвы рельса к шпалам костылями или клеммами, происходит несколько медленнее, чем свободно лежащего стержня.
Рельсы длиной 12,5 м являются обычными или короткими для всей сети железных дорог бывшего Союза, т.к. на раскрытие зазора от 0 до λконст и наоборот требуется перепад температуры 142˚С.
К обычным рельсам могут относиться и 25-метровые рельсы в районах, где небольшие годовые амплитуды колебания температуры рельсов. При существующем конструктивном зазоре на раскрытие и закрытие стыковых зазоров требуется перепад температуры λк/αl=21/0,295=71˚С. Поэтому с учетом преодоления стыкового сопротивления 25-метровые рельсы являются обычными в районах, где годовая температурная амплитуда не превышает 80-81˚С.
Стыковые зазоры рельсов обычной длины следует назначать из условия появления нулевых зазоров в момент наступления максимальной расчетной температуры. При этом стыковые зазоры могут не достигать своего конструктивного значения даже при минимальной расчетной температуре. Этот факт благоприятно сказывается на работе пути и подвижного состава в связи с уменьшением уровня динамического взаимодействия в зоне стыка.
В результате установки стыковых зазоров больше или меньше нормальных у рельсов обычной длины могут наблюдаться соответственно изгиб болтов и торцевое давление.
График изменения стыковых зазоров рельсов обычной длины имеет вид:
Средняя линия – линия нормальных зазоров. По ней назначают и устанавливают нормальные стыковые зазоры при ремонтах пути, а также при разгонке или регулировке стыковых зазоров в зависимости от фактической температуры рельса.
Верхняя линия – линия максимальных зазоров. По ней происходит закрытие стыковых зазоров при повышении температуры.
Нижняя линия – линия минимальных зазоров. По ней происходит раскрытие (увеличение) стыковых зазоров при понижении температуры.
Анализируя график изменения стыковых зазоров можно отметить, что:
- изменение стыкового зазора (закрытие или раскрытие) его при прямом ходе температур возможно только после преодоления одного стыкового сопротивления R;
- изменение стыкового зазора при обратном ходе температур возможно только после полного снятия стыкового сопротивления, препятствующего укорочению рельса, и преодоления стыкового сопротивления, препятствующего удлинению рельса, т.е. при обратном ходе температур необходимо преодолеть 2R стыковых сопротивления;
- при одной и той же температуре (утром и вечером) стыковые зазоры могут быть от минимального до максимального значения;
- постоянный зазор остается при перепаде температур, необходимым для преодоления двойного стыкового сопротивления.
При нормально уложенных рельсах обычной длины эпюра температурных сил с учетом преодоления стыкового и погонного сопротивления имеет вид:
При костыльном скреплении растягивающие и сжимающие температурные силы одинаковы и могут быть определены по формуле:
Nсж=Nраст=R+rl/2
4.3 Длинные рельсы
Длинными принято называть такие рельсы, у которых нулевой зазор образуется при температуре, не достигшей своего максимального значения, а конструктивная величина стыкового зазора – при температуре, не достигшей своего минимального для данной местности значения. Дальнейшее повышение или понижение температуры рельса приводит соответственно к появлению и росту сил торцевого давления и изгибу болтов. При длинных рельсах конструктивной величины стыковых зазоров не хватает для компенсации годовых температурных деформаций. На большей части сети железных дорог Союза 25-метровые рельсы являются длинными.
Графики изменения стыковых зазоров 25-метровых рельсов и соответствующие им эпюры температурных сил имеет вид:
Посередине рельсов Nсж=Nторц+R+rl/2; Nраст=R+rl/2
По концам рельса Nсж=Nторц+R; Nраст=R
Наибольшая Nсж посередине рельса равна:
Nсж=Nторц+R+rl/2;
Nраст=Nбол+R+rl/2.
По концам рельса силы равны:
Nсж=Nторц+R;
Nраст=Nбол+R.
Устойчивость длинных рельсов на прямых и в кривых участках пути значительно отличается друг от друга. Перепады температур и критическая сила для различных конструкций пути в зависимости от плана линии приведены в табл.
Таблица – Значения допускаемых сжимающих перепадов температур и критических сил по устойчивости пути
Тип рельсов |
Характеристика |
Значение характеристик в зависимости от плана линии и типа рельсов |
||||||
прямая |
1000 |
800 |
600 |
500 |
400 |
300 |
||
Р50 Р65 Р75 |
[∆tу], ºС |
45 38 38 |
41 35 35 |
39 33 33 |
35 30 30 |
32 27 27 |
27 23 23 |
19 16 16 |
Р50 Р65 Р75 |
[Nк], тс |
149 156 182 |
135 144 168 |
129 135 158 |
116 123 144 |
106 111 130 |
89 94 110 |
63 66 77 |
Фактические температурные силы зависят от установки зазоров в момент укладки рельсов и от состояния их в процессе эксплуатации. Фактические силы для конкретной конструкции пути и плана линии не должны превышать значений, указанных в табл. Однако не всегда это удается осуществить известными способами и приемами при существующей величине конструктивного стыкового зазора.
4.4 Влияние стыкового и погонного сопротивлений
С увеличением стыкового сопротивления в коротких рельсах, имеющих возможность неограниченно изменять свою длину в годовом цикле температур, возрастают пропорционально сжимающие и растягивающие температурные силы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.