При устройстве в уравнительном пролете сборных изолирующих стыков укладывают 4 пары, а при использовании обычных клееболтовых стыков укладывают 3 пары уравнительных рельсов. При использовании высокопрочных клееболтовых стыков с полнопрофильными стыковыми накладками, выдерживающими усилие 300 т, уравнительные пролеты можно не укладывать. Примыкание плетей к звеньевому пути, к стрелочным переводам и т.п. должно осуществляться двумя парами уравнительных рельсов.
Уравнительные рельсы и плети стыкуются шестидырными накладками с затяжкой обычных болтов крутящим моментом 60, а высокопрочных болтов- 110 кгс.
Особенности работы уравнительных пролетов
На уравнительных пролетах бесстыкового пути в зоне стыков на железобетонных шпалах резко возрастает динамическое воздействие подвижного состава на путь. При этом выход рельсов и других элементов верхнего строения пути в зоне уравнительного пролета и на температурно-подвижных концах рельсовых плетей в 10, 20 и более раз превышает выход этих элементов в средней части бесстыкового пути. Кроме того, на содержание уравнительного пути расходуется в 8-10 раз больше средств, чем на содержание бесстыкового пути в средней его части. Поэтому, ликвидируя илисокращая число уравнительных пролетов и увеличивая длину рельсовых плетей, мы уменьшаем расход материалов и рабочей силы, повышаем технико-экономическую эффективность бесстыкового пути и уровень безопасности движения поездов. Следует отметить, что длинные и сверхдлинные плети работают устойчивее коротких рельсовых плетей и в меньшей степени подвержены угону.
5.2 Методы определения критической силы
Для каждой конкретной конструкции ВСП существует такое значение силы, сжимающей обе рельсовые нити бесстыкового пути, при котором рельсошпальная решетка теряет устойчивость и происходит выброс пути.
Расчетные формулы К.Н.Мищенко выведены из условий равенства сумм работ при деформации выброса рельсошпальной решетки и потенциальной энергии деформации системы, экстремальное значение которой соответствует условиям равновесия. Сила сжатия рельсовых плетей при этом является функцией от стрелы искривления (энергетический метод и метод дифференциальных уравнений).
5.2.1 Метод К. Н. Мищенко
В методе К.Н. Мищенко имеются следующие допущения:
- ж.д. колею заменяют балкой такого же погонного веса и жесткости в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
- в кривых учитывается погонно-распределенная выпирающая сила (Pк/R);
- погонные сопротивления перемещению рельсовой колеи принимаются постоянными по всей длине плети.
Возможность выброса пути вбок на прямой
; ()
. ()
Возможность выброса путивбок на кривой
; ()
. ()
Возможность выброса пути вверх
; ()
, ()
где Рк |
– |
продольная сжимающая критическая сила, действующая в рельсах, при которой возможна потеря устойчивости, кгс; |
F |
– |
площадь поперечного сечения рельса, см2; |
(Iрш)г |
– |
момент инерции рельсошпальной решетки в горизонтальной плоскости относительно вертикальной оси, см4 ; |
E |
– |
модуль упругости рельсовой стали, Е = 2,1·106 кгс/см2; |
lк |
– |
длина волны искривления пути при выбросе, см; |
q |
– |
погонное сопротивление балласта поперечному перемещению рельсошпальной решетки, кгс/см; |
р |
– |
погонное сопротивление продольному перемещению рельсошпальной решетки, кгс/см; |
R |
– |
наименьший радиус кривой на участке укладки бесстыкового пути, м; |
I |
– |
момент инерции рельса относительно его центральной горизонтальной оси, проходящей через центр тяжести, см4 ; |
g |
– |
погонное сопротивление перемещению колеи в вертикальной плоскости (вес рельсов, скреплений, шпал с учетом сопротивления балласта), кгс/см . |
За расчетную по устойчивости силу принимают наименьшую с коэффициентом Ку=1,1, т. е. Ру=minРк/Ку.
Экспериментальное исследование устойчивости нагретого бесстыкового пути наряду с проверкой правильности теоретических расчетов по определению критических сил позволило изучить весь процесс нарушения устойчивости. В Союзе было проведено более 300 опытов на стендах, представляющих собой натурные отрезки реального бесстыкового пути.
На основании этих экспериментов были получены значения Δt для прямых и кривых участков пути, которые приведены в ТУ на укладку и содержание бесстыкового пути и других официальных документах.
, ()
5.2.2 Метод С. П. Першина
Расчеты по методу С. П. Першина учитывают нелинейность сопротивления деформациям со стороны балластного слоя и узлов прикрепления рельсов к шпалам, а также наличие начальных неровностей колеи, которые оказывают существенное влияние на устойчивость пути под действием продольных сил. Однако это осложнило процесс вычисления, поэтому Першиным предложена простая зависимость с коэффициентами для определения критической силы:
, ()
где А и m |
- |
параметры, зависящие от типа рельсов и плана линии; |
i |
- |
средний уклон начальной неровности, %; |
К1 |
- |
коэффициент, зависящий от сопротивления балласта; |
К2 |
- |
коэффициент, зависящий от эпюры шпал; |
К3 |
- |
коэффициент, учитывающий влияние узла скрепления. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.