На сооружение балочно-подкосных мостов расходуется меньше древесины, чем на сооружение балочно-эстакадных поэтому по стоимости они являются более выгодными. Однако балочно-подкосные мосты имеют большое количество узлов со сложными сопряжениями (врубками) отдельных элементов. Изготовление таких врубок требует большой тщательности, так как неточная подгонка частей во врубках может привести к быстрому расстройству узлов моста и в дальнейшем к его разрушению. Неизбежное затекание воды во врубки вызывает их загнивание. Балочно-эстакадные мосты в значительной степени лишены этих недостатков. Благодаря простоте конструкции и преимуществу в эксплуатационном отношении они являются наиболее рациональным типом деревянных мостов.
Балочно-эстакадные мосты.
Мосты балочно-эстакадной системы состоят из пролетных строений и опор. Пролетные строения представляют собой балки (прогоны), уложенные по одной под каждую рельсовую нить и скрепленные между собой поперечными связями в виде перекрещивающихся диагоналей; на прогонах уложено мостовое полотно.
Каждый прогон состоит из нескольких круглых бревен, отесанных на два канта, или из брусьев. Эти бревна располагаются в два или три ряда, а по высоте — в один или два яруса. Между рядами бревен вставляются вертикальные коротыши (отрезки бревен). Количество бревен в прогоне и диаметр их зависят от величины пролетов и обращающейся нагрузки и определяются расчетом.
Между собой бревна прогонов соединяются горизонтальными и вертикальными болтами. Вертикальные болты одновременно прикрепляют к прогонам мостовые поперечины а горизонтальные болты — сжимы из брусьев, расположенные над опорами с внутренней стороны или с обеих сторон прогонов. К сжимам глухарями прикрепляются поперечные связи. Эти крепления придают всей конструкции достаточную жесткость.
Бревна прогонов имеют длину 6-8,5 м. Они стыкуются впритык. Стыки должны "быть расположены над опорами. При этом стыки отдельных бревен в пакете располагаются в разбежку таким образом, чтобы в одном сечении были расположены стыки не более 50% бревен прогона. Сплачивание бревен в стыках должно производиться без прозоров, с точной притеской. Над опорами, где стыкуются бревна нижнего яруса, под прогонами укладываются подбалки для обеспечения хорошего опирания концов этих бревен. Прогоны или подбалки опираются на насадки опор. Насадки скрепляются горизонтальными болтами со сжимами прогонов. Для предохранения от поперечного сдвига протонов или подбалок по насадке соединение их производится врубкой на глубину не более 3 см. Врубка делается в насадке. Насадки укладываются на сваи поперек моста и обеспечивают равномерную передачу нагрузки от прогонов на сваи опоры.
Непосредственно на прогоны укладывается мостовое полотно.
Опоры.
Опоры балочных мостов могут быть свайными, рамно-лежневыми или рамно-свайными. Наиболее экономичными, простыми и надежными в эксплуатации являются свайные опоры; при сооружении деревянных балочных мостов они чаще всего и применяются.
Опоры этого типа при высоте их до 3 м состоят из рядов вертикальных свай, расположенных поперек моста. Эти сваи называются коренными. Обычно опора имеет четыре коренные сваи (по числу рядов бревен прогонов). Их диаметр и глубина забивки зависят от рода грунта, величины пролетов и нагрузки и определяются расчетом, но во всех случаях сваи должны быть забиты на глубину не менее 4 м от поверхности грунта. При высоте опор более 3 м для увеличения их поперечной устойчивости в одном ряду с коренными сваями забивают откосные сваи и устанавливают укосины, которые нижним концом врубаются в откосные, а верхним—в крайние в ряду коренные сваи. Коренные сваи скрепляются между собой диагональными, а коренные и откосные сваи — горизонтальными схватками. Схватки делаются из пластин и ставятся с обеих сторон опоры.
Поперечная устойчивость опоры может быть обеспечена также наклонной забивкой крайних коренных свай, которые в этом случае будут расположены так, как расположены крайние стойки рамно-лежневой опоры.
В тех случаях, когда забивка свай невозможна (например, при скальных или каменистых грунтах), устраиваются рамно-лежневые опоры Опора такого типа представляет собой раму из двух вертикальных и двух наклонных стоек и из верхней и нижней насадок. Нижняя насадка называется также подушкой. Стойки соединяются между собой горизонтальными и наклонными (диагональными) схватками.
Основанием для рамы служат коротыши (лежни) длиной 1,0 м, изготовляемые из бревен, шпал или брусьев. Коротыши укладываются группами под каждой стойкой рамы. Количество коротышей и площадь их постелей определяются расчетом в зависимости от допускаемого давления на грунт.
Для установки рамно-лежневой опоры отрывается траншея, глубина которой зависит от характера грунтов.
Вопрос 2. Железобетонные мосты.
Железобетонные малые мосты в зависимости от местных условий могут применяться трех типов:
1. свайно-эстакадные мосты с пролетами по 4,5—6,7 м для насыпи высотой до 4 м;
2. рамно-эстакадные мосты с опорами на подушках с пролетами по 4,5—6,7 м для насыпи высотой до 4 м;
3. стоечно-эстакадные мосты со стойками из центрофугированных оболочек на подушках с пролетами по 11,5—15,9 м для насыпи высотой 4,5—6 м.
При радиусах кривых 300 м и более и высоте насыпи до 4 м опоры принимаются те же, что и на прямых участках. При высоте насыпи более 4 л и радиусах кривых менее 200 м опоры усиливаются в соответствии с указаниями типового проекта.
Мосты с железобетонными свайными опорами (рис. 121) применяются во всех случаях, когда возможна забивка свай.
По типовому проекту железобетонная свайная промежуточная опора — плоская однорядная из четырех типовых железобетонных свай сечением 35Х Х35 см с железобетонным ростверком (насадками) по головам свай типовой конструкции. Глубина забивки свай 5—7 м. Береговая опора состоит из двух таких плоских опор, поверх ростверков которых уложена типовая подферменная плита и шкафной блок.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.