Таблица 1.
Результаты применения |
Вторая мировая война |
Война во Вьетнаме |
Война в Персидском заливе |
Тип самолета |
В-17 |
F-105 |
F-117А |
Число вылетов для уничтожения цели, ед. |
4500 |
95 |
1 |
Количество бомб для уничтожения цели, шт. |
9000 |
190 |
1 |
Величина кругового вероятного отклонения авиационного оружия, м |
3000 |
300 |
0,3 |
Вероятные показатели воздействия противника на мостовые переходы в современных условиях по результатам последних исследований могут быть представлены в следующем обобщенном виде. Обнаружение железнодорожных мостов, как и других объектов, в зависимости от их удаления от линии соприкосновения противоборствующих сторон, а для тылы страны - от государственной границы, составляют:
2…4ч |
при удаленности |
300…350 км |
8…12ч |
при удаленности |
350…1000 км |
12…24ч |
при удаленности |
1000…1700 км |
20…24ч |
при удаленности |
Более 1700 км |
Для разрушения мостов, находящихся на расстоянии до 1000км от линии соприкосновения войск (государственной границы), с вероятностью 0,7-0,8 будут применяться самолеты тактической авиации, оснащенные 2…4 управляемыми авиабомбами калибра до 2000 фунтов (0,91т) каждой. С вероятностью 0,2-0,3 удары могут производиться одной, двумя крылатыми или четырьмя управляемыми ракетами. Воздействие может быть – круглосуточным.
При удалении мостов свыше 1000км от линии соприкосновения войск (государственной границы) с вероятностью 0,7 – 0,8, следует ожидать воздействия 1…3-х крылатых ракет или с вероятностью 0,2-0,3 – стратегических бомбардировщиков с 1…4 управляющими авиационными бомбами калибром 2000…3000 фунтов.
С развитием систем высокоточного оружия следует ожидать многократного поражения мостовых переходов обычными взрывчатыми веществами.
Основным поражающим фактором фугасного боеприпаса является ударная волна.
Для расчета радиуса поражения Rп моста и его конструкций от взрыва обычного ВВ используется зависимость:
Rn=RпрСэ (1)
где Сэ – вес заряда ВВ, кг;
Rпр – приведенное расстояние, которое является функцией от избыточного давления во фронте ударной волны и определено опытным путем для взрыва тротила, м.
Для приведения различных по мощности ВВ к тротиловому эквиваленту используется зависимость:
Сэ= СтрQ/Qтр (2)
где Q- удельная теплота взрыва расчетного ВВ, ккал/кг;
Qтр – удельная теплота взрыва тротила, ккал/кг.
Воздействию высокоточного или обычного оружия чаще всего подвергаются пролетные строения моста. Наибольшая эффективность поражения моста достигается при разрушении русловых пролетных строений, имеющих , как правило, наибольшую длину и располагающиеся над участком реки, характеризующимся наибольшей глубиной и скоростью течения.
В результате разрушения пролетные строения или их фрагменты заграждают русло или пойму реки. При этом в зависимости от конструкции и материала пролетных строений, а также места взрыва и мощности боеприпаса они, при сохранившихся опорах, могут быть сброшены с опор одним концом или полностью (слайды).
Целями могут быть и опоры моста. Длина бреши по длине моста будет увеличиваться при разрушении опор через одну.
Длина бреши:
, (3)
где- расчетная длина I-го пролетного строения,м;
- межпролетное расстояние, м;
- количество обрушенных пролетных строений одинаковой длины.
Разрушение опоры приводит к разрушению двух смежных пролетных строений. По опыту предыдущих войн пролетные строения в большинстве случаев одним концом снижались на землю, а другим оставались на сохранившейся опоре (слайд).
В зависимости от объемов разрушения конструкций различают полное или частичное разрушение моста.
Полное разрушение характеризуется обрушением пролетных строений на всей длине моста. При наличии в схеме моста фрагмента, включающего хотя бы две опоры и одно пролетное строение – разрушение считается частичным (слайд).
Разрушение мостов с применением ядерного оружия по современным взглядам будет осуществляться боеприпасами до 200 Кт. Поражающими факторами ядерного оружия применительно к мостам являются ударная волна и световое излучение.
Стальные пролетные строения от ударной волны ядерного взрыва, как правило, сбрасывается с опор полностью. Железобетонные пролетные строения, вследствие их большей относительной массы, являются более устойчивыми к действию ударной волны.
Световое излучение вызывает возгорание деревянных конструкций и свежеокрашенных элементов. Нагрев несущих металлических конструкций даже до 200…3000 С приводит к текучести металла и деформации от собственной массы. Железобетонные пролетные строения в течении нескольких часов могут выдерживать нагрев до 600-8000 С. Деревянные опоры и пролетные строения от светового излучения легко воспламеняются и сгорают.
Разрушение мостов может осуществляться сжиганием с использованием горючих смесей и напалма.
Мосты могут разрушаться также волной прорыва, вызванной прораном в теле плотин водохранилищ.
Разрушение мостов от волны прорыва чаще всего происходит от размыва грунта у основания опор и, как следствие, опрокидывание опор вместе с пролетными строениями. Разрушение может происходить и от непосредственного воздействия давления воды на пролетные строения и опоры.
В зависимости от характера воздействия водного потока на конструкции моста различают сильное, среднее и слабое разрушение (табл.2).
Таблица 2.
Условия разрушения мостов от волны прорыва
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.