Восстановление малых мостов и труб, страница 11

Таблица 1.

Результаты

применения

Вторая

мировая война

Война во

Вьетнаме

Война в

Персидском заливе

Тип самолета

В-17

F-105

F-117А

Число вылетов для уничтожения цели, ед.

4500

95

1

Количество бомб для уничтожения цели, шт.

9000

190

1

Величина кругового вероятного отклонения авиационного оружия, м

3000

300

0,3

Вероятные показатели воздействия противника на мостовые переходы в современных условиях по результатам последних исследований могут быть представлены в следующем обобщенном виде. Обнаружение железнодорожных мостов, как и других объектов, в зависимости от их удаления от линии соприкосновения противоборствующих сторон, а  для тылы страны - от государственной границы, составляют:

2…4ч

при удаленности

300…350 км

8…12ч

при удаленности

350…1000 км

12…24ч

при удаленности

1000…1700 км

20…24ч

при удаленности

Более 1700 км

Для разрушения мостов, находящихся на расстоянии до 1000км от линии соприкосновения войск (государственной границы), с вероятностью 0,7-0,8 будут применяться самолеты тактической авиации, оснащенные 2…4 управляемыми авиабомбами калибра до 2000 фунтов (0,91т) каждой. С вероятностью 0,2-0,3 удары могут производиться одной, двумя крылатыми или четырьмя управляемыми ракетами. Воздействие может быть – круглосуточным.

При удалении мостов свыше 1000км от линии соприкосновения войск (государственной границы) с вероятностью 0,7 – 0,8, следует ожидать воздействия 1…3-х крылатых ракет или с вероятностью 0,2-0,3 – стратегических бомбардировщиков с 1…4 управляющими авиационными бомбами калибром 2000…3000 фунтов.

С развитием систем высокоточного оружия следует ожидать многократного поражения мостовых переходов обычными взрывчатыми веществами.

Основным поражающим фактором фугасного боеприпаса является ударная волна.

Для расчета радиуса поражения Rп моста и его конструкций от взрыва обычного ВВ используется зависимость:

Rn=RпрСэ                 (1)

где Сэ – вес заряда ВВ, кг;

Rпр – приведенное расстояние, которое является функцией от избыточного давления во фронте ударной волны и определено опытным путем для взрыва тротила, м.

Для приведения различных по мощности ВВ к тротиловому эквиваленту используется зависимость:

Сэ= СтрQ/Qтр               (2)

где Q- удельная теплота взрыва расчетного ВВ, ккал/кг;

       Qтр – удельная теплота взрыва тротила, ккал/кг.

Воздействию высокоточного или обычного оружия чаще всего  подвергаются пролетные строения моста. Наибольшая эффективность поражения моста достигается при разрушении русловых пролетных строений, имеющих , как правило, наибольшую длину и располагающиеся  над участком реки, характеризующимся наибольшей глубиной и скоростью течения.

В результате разрушения пролетные строения или их фрагменты заграждают русло или пойму реки. При этом в зависимости от конструкции и материала пролетных строений, а также места взрыва и мощности боеприпаса они, при сохранившихся опорах, могут быть сброшены с опор одним концом или полностью (слайды).

Целями могут быть и опоры моста. Длина бреши по длине моста будет увеличиваться при разрушении опор через одну.

Длина бреши:

,     (3)

где- расчетная длина I-го пролетного строения,м;

                   *- межпролетное расстояние, м;

-    количество обрушенных пролетных строений одинаковой длины.

Разрушение опоры приводит к разрушению двух смежных пролетных строений. По опыту предыдущих войн пролетные строения в большинстве случаев одним концом снижались на землю, а другим оставались на сохранившейся опоре (слайд).

В зависимости от объемов разрушения конструкций различают полное или частичное разрушение моста.

Полное разрушение характеризуется  обрушением пролетных строений на всей длине моста. При наличии в схеме моста фрагмента, включающего хотя бы две опоры и одно пролетное строение – разрушение считается частичным (слайд).

Разрушение мостов с применением ядерного оружия по современным взглядам будет осуществляться боеприпасами до 200 Кт. Поражающими факторами ядерного оружия применительно к мостам являются ударная волна и световое излучение.

Стальные пролетные строения от ударной волны ядерного взрыва, как правило, сбрасывается с опор полностью. Железобетонные пролетные строения, вследствие их большей относительной массы, являются более устойчивыми к действию ударной волны.

Световое излучение вызывает возгорание деревянных конструкций и свежеокрашенных элементов. Нагрев несущих металлических конструкций даже до 200…3000 С приводит к текучести металла и деформации от собственной массы. Железобетонные пролетные строения в течении нескольких часов могут выдерживать нагрев до 600-8000 С. Деревянные опоры и пролетные строения от светового излучения легко воспламеняются и сгорают.

Разрушение мостов может осуществляться сжиганием с использованием горючих смесей и напалма.

Мосты могут разрушаться также волной прорыва, вызванной прораном в теле плотин водохранилищ.

Разрушение мостов от волны прорыва чаще всего  происходит от размыва грунта у основания опор и, как следствие, опрокидывание опор вместе с пролетными строениями. Разрушение может происходить и от непосредственного воздействия давления воды на пролетные строения и опоры.

В зависимости от характера воздействия водного потока на конструкции моста различают сильное, среднее и слабое разрушение (табл.2).


Таблица 2.

Условия разрушения мостов от волны прорыва