Железнодорожные мосты предназначены для пропуска по ним подвижного состава железных дорог, автодорожные — для пропуска автомобильного транспорта, а совмещенные -- железнодорожного подвижного состава и автомобильного транспорта. Автодорожный мост в пределах города, предназначенный для пропуска автомобильного транспорта и трамваев, называется городским.
В зависимости от конструкции мосты разделяются на балочные, рамные, арочные и висячие (рис. 2).
В балочных мостах пролетные строения свободно опираются на опоры и передают на них только вертикальную нагрузку. Балочные пролетные строения могут быть разрезными, когда в каждом пролете имеется самостоятельное отдельное пролетное строение, не связанное с другим; неразрезными, когда одно целое пролетное строение перекрывает сразу несколько пролетов, опираясь более чем на две опоры, и консольными, когда пролетное строение оканчивается не над опорами, а в пролете. В последнем случае часть пролетного строения, находящаяся между опорами, называется анкерной, а часть от опоры до свешивающегося конца называется консолью; пролетное строение, перекрывающее пространство между двумя консолями или от опоры до консоли, называется подвесным. Наиболее простыми являются разрезные пролетные строения, ввиду чего они наиболее широко применяются на железных дорогах.
В рамных мостах пролетные строения и опоры жестко соединены друг с другом и представляют собой одно целое. Вертикальная нагрузка на рамный мост вызывает вертикальную и горизонтальную реакции в опорах.
В арочных мостах пролетные строения передают на опоры вертикальную нагрузку и горизонтальное давление (распор), стремящееся раздвинуть опоры. По своей конструкции арочные мосты бывают бесшарнирными, двухшарнирными и трехшарнирными. На железных дорогах преимущественно применяются мосты с бесшарнирными арками.
В висячих мостах проезжая часть подвешивается на цепях или кабелях, укрепленных на стойках (пилонах). Цепи передают на стойки вертикальные и горизонтальные усилия; последние стремятся опрокинуть опоры внутрь пролета. На железных дорогах висячие мосты применяются сравнительно редко из-за недостаточной их жесткости.
Рис. 2. Конструкции мостов
а — балочный; б — рамный; в — арочный; г — висячий
В зависимости от материала пролетного строения мосты разделяются на деревянные, каменные, бетонные, железобетонные и металлические.
В настоящее время на железных дорогах наибольшее применение имеют железобетонные и металлические мосты.
По расположению мостового полотна мосты могут быть с ездой поверху, когда пролетное строение располагается ниже подошвы рельса мостового полотна; с ездой понизу, когда большая часть пролетного строения расположена выше подошвы рельса, и с ездой посередине, когда примерно равные части пролетного строения находятся выше и ниже подошвы рельса.
В зависимости от срока службы мосты разделяются на капитальные, временные и краткосрочные.
Капитальным называется мост, сооружаемый из металла или железобетона (бетона) и рассчитанный на большой срок службы, исчисляемый десятками лет.
Временные мосты сооружаются при восстановлении железных дорог или на вновь строящихся линиях на срок службы в несколько лет. Для возведения их применяются в основном облегченные и сборные металлические конструкции и дерево.
Краткосрочные мосты сооружаются при восстановлении железных дорог на небольшой срок, исчисляемый несколькими месяцами. Для их устройства применяется в основном дерево или инвентарные металлические облегченные конструкции. Эти мосты, как правило, не приспособлены для пропуска ледохода и высоких вод.
По числу путей на пролетном строении мосты бывают однопутные, двухпутные и многопутные.
По устройству пролетных строений мосты делятся на неподвижные, или постоянные, по которым движение может совершаться непрерывно, и разводные, по которым движение прекращается при пропуске судов.
По грузоподъемности мосты делятся на классы. Грузоподъемность моста определяется расчетом и характеризует нагрузку, которую мост может выдержать.
Все сооружения, устраиваемые при пересечении железной дорогой средних и больших рек, называются мостовым переходом.
В состав перехода входят: мост, подходы к нему, регуляционные и берегоукрепительные сооружения (рис. 3).
Регуляционные сооружения служат для обеспечения плавного протекания воды под мостом и направления ее в отверстие моста. Отсутствие регуляционных сооружений вызывает в период паводка появление дополнительных течений и водоворотов, размывающих конусы и откосы насыпи. Наиболее распространенными регуляционными сооружениями являются дамбы, траверсы и запруды (полузапруды).
Дамбы служат для направления течения реки в определенном направлении. Дамба, расположенная выше моста по течению, называется струенаправляющей, а расположенная ниже моста — струеотводящей. Дамбы устраиваются с одной или с обеих сторон моста в зависимости от наличия и величины пойм реки.
Траверсы служат для отклонения струй водного потока от насыпи или берега. Они представляют собой короткие дамбы, расположенные под прямым углом к оси земляного полотна (берега). Для закрытия дополнительных русел, создающих опасность подмыва земляного полотна или перемещения главного русла, устраиваются плотины, называемые запрудами. Для выправления главного русла и предохранения берегов от размыва вооружаются полузапруды — короткие дамбы, направленные под прямым, тупым или острым углом к течению.
Рис. 3. Схема мостового перехода
1 — мост; 2 — подходы; 3 — струенаправляющие дамбы; 4 — струеотводящие дамбы; 5 — запруды; 6 — полузапруды; 7— траверсы
Откосы земляного полотна подходов к мосту, конусы насыпей, а также откосы регуляционных сооружений укрепляются от размыва.
Уровень воды в реке в мостостроении носит название горизонта. У большинства рек горизонт вод изменяется: летом и зимой он бывает низким, весной или осенью — наивысшим. У горных рек горизонт вод изменяется несколько раз в год в зависимости от количества выпадающих дождей и интенсивности таяния снега.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.