Восстановление малых мостов и труб, страница 4

недол­говечности, так как древесина подвержена загниванию,

легкой возгораемости и

ограниченности величины перекры­ваемых пролетов.

Срок службы деревянных мостов колеб­лется от 5 до 15 лет.

Гниение древесины происходит вследствие поражения ее гнилостными грибками. Древесина, пораженная гнилью, разрушается настолько быстро, что новый мост через 2— 3 года может стать совершенно негодным для эксплуата­ции. Для предохранения древесины от гниения ее пропи­тывают масляными и водорастворимыми антисептиками так же, как пропитывают шпалы.

Для предотвращения возгорания древесина обрабаты­вается специальными огнезащитными растворами. Простей­шим способом защиты деревянных мостов от воздействия лучистой энергии, выделяющейся, например, при взрыве атомного боеприпаса, является обмазка их глиной и окра­ска в белый цвет известковым раствором.

В настоящее время на железных дорогах СССР дере­вянные   мосты   сооружаются на второстепенных линиях и реже на магистральных линиях в качестве временных на обходах до постройки постоянных капитальных мостов. Наиболее широкое применение деревянные мосты находят при строительстве и временном восстановлении железных дорог в военное время, когда быстрое завершение строи­тельства имеет решающее значение.

Деревянные мосты, как и другие мосты, состоят из про­летных строений и опор. В зависимости от конструкции пролетные строения разделяются на балочные (балочло-эстакадные и балочно-подкосные), пакетные и с деревян­ными фермами. Опоры деревянных мостов бывают свай­ные, рамные (рамно-лежневые), ряжевые, из клеток и комбинированные — рамно-свайные и рамно-ряжевые.

Для деревянных мостов применяется в основном древе­сина хвойных пород: сосна, ель и лиственница, реже кедр и пихта. Из лиственных пород иногда применяется дуб.

Свойства древесины во многом зависят от породы де­рева, условий его роста, влажности, внутреннего строения иналичия пороков древесины. Наилучшие качества имеет древесина указанных выше пород в возрасте 80—150 лет.

К наиболее важным свойствам древесины относятся: вес, влажность, прочность, твердость и упругость.

По весу древесина относится к легким строительным материалам. Вес древесины зависит от ее плотности и влажности и колеблется в значительных пределах. Так, 1 м3 сосны весит от 310 до 710 кг, дуба — от 520 до 1000 кг. Средним весом 1 м3 древесины считается для сосны 520 кг, ели — 470 кг, лиственницы — 600 кг, дуба — 750 кг.

Влажностью древесины, измеряемой в процентах, на­зывается отношение веса воды, содержащейся в древесине, к весу сухой древесины. Свежесрубленная древесина имеет влажность 23% и более и называется сырой. На воздухе она высыхает и через 1,5—2 года имеет влажность 10— 18%. Такая древесина называется воздушно-сухой. Древе­сина с влажностью 18—23% называется полусухой. Для постройки деревянных мостов наилучшей является воз­душно-сухая древесина, так как на открытом воздухе она не усыхает и, следовательно, меньше будут расстраиваться соединения отдельных элементов моста; кроме того, дре­весина с такой влажностью менее подвержена загниванию. При   значительном   уменьшении   влажности    происходят усушка, коробление и растрескивание древесины, что умень­шает ее прочность.

Прочностью древесины называется ее способность со­противляться действию внешних сил. Прочность зависит от породы дерева, влажности, наличия пороков и от характера и направления действия нагрузки (сжатие, скалывание, растяжение или изгиб). Дерево хорошо сопротивляется сжатию вдоль волокон и значительно хуже — поперек во­локон. Так, например, для того чтобы разрушить сосну сжа­тием вдоль волокон, нужно приложить на 1 см2 ее поверх­ности силу, равную примерно 400 кг, а сжатием поперек волокон — 50 кг. Сопротивление дерева изгибу несколько меньше его сопротивления сжатию вдоль волокон. Повы­шенная влажность, а также наличие пороков в древесине (сучки, трещины, косослой, механические повреждения) сильно снижают ее прочность.

Твердость дерева характеризуется сопротивляемостью при обработке его инструментами. Наиболее легко обра­батываются сосна, ель, лиственница и кедр, значительно труднее — дуб.

Дерево обладает значительной упругостью, т. е. способ­ностью принимать первоначальную форму и размеры после прекращения действия нагрузки.

Для деревянных мостов допускается применение впол­не здоровой древесины с влажностью 10—18% для мостов с продолжительным сроком службы и

до 23%—для вре­менных мостов;

для краткосрочных мостов влажность дре­весины не ограничивается.

Для постройки деревянных мостов применяются глав­ным образом круглый лес, брусья, пластины и доски. Сор­таменты их установлены стандартом. Круглый лес должен иметь диаметр в верхнем отрубе 16—34 см и длину 6,5— 16 м. Самыми употребительными являются диаметры 26— 30 см и длина 6,5—8,5 м. Брусья имеют различные размеры. Доски применяются толщиной 1,3—6 см, длиной 2—3,75 м (короткие), 4—6,5 м (средние) и 6,75—15 м (длинные). Пластины изготовляются из круглого леса диаметром 18—22 см.

    а)

 б)


Рис. 1 Схемы мостов балочно-подкосной системы

а — одноподкосный; б — двухподкосный

Балочные мосты

Деревянные балочные мосты применяются двух типов: балочно-эстакадные и балочно-подкосные (рис. 1). Последние бывают одноподкосными и двухпод-косными.

Мосты балочно-эстакадной системы являются наиболее простыми. Они сооружаются при высоте насыпи 2—8 м и имеют обычно пролеты длиной 2 или 3 м. Если высота па-сыпи превышает 8 м, то строить мост балочно-эстакадной системы становится невыгодным, так как на часто распо­ложенные опоры будет расходоваться большое количество лесоматериалов. Кроме того, в некоторых случаях возни­кает необходимость увеличивать расстояния между опо­рами, чтобы обеспечить возможность сплава леса по реке, пропуска льда и т. п. В этих случаях строят балочно-подкосные мосты.

Расстояние между опорами у одноподкосных мостов может быть 4—15 м, у двухподкосных 6—9 м. Мосты  балочно-подкосных  систем   применяются  при  насыпях  высо­той более 4—6 м.