недолговечности, так как древесина подвержена загниванию,
легкой возгораемости и
ограниченности величины перекрываемых пролетов.
Срок службы деревянных мостов колеблется от 5 до 15 лет.
Гниение древесины происходит вследствие поражения ее гнилостными грибками. Древесина, пораженная гнилью, разрушается настолько быстро, что новый мост через 2— 3 года может стать совершенно негодным для эксплуатации. Для предохранения древесины от гниения ее пропитывают масляными и водорастворимыми антисептиками так же, как пропитывают шпалы.
Для предотвращения возгорания древесина обрабатывается специальными огнезащитными растворами. Простейшим способом защиты деревянных мостов от воздействия лучистой энергии, выделяющейся, например, при взрыве атомного боеприпаса, является обмазка их глиной и окраска в белый цвет известковым раствором.
В настоящее время на железных дорогах СССР деревянные мосты сооружаются на второстепенных линиях и реже на магистральных линиях в качестве временных на обходах до постройки постоянных капитальных мостов. Наиболее широкое применение деревянные мосты находят при строительстве и временном восстановлении железных дорог в военное время, когда быстрое завершение строительства имеет решающее значение.
Деревянные мосты, как и другие мосты, состоят из пролетных строений и опор. В зависимости от конструкции пролетные строения разделяются на балочные (балочло-эстакадные и балочно-подкосные), пакетные и с деревянными фермами. Опоры деревянных мостов бывают свайные, рамные (рамно-лежневые), ряжевые, из клеток и комбинированные — рамно-свайные и рамно-ряжевые.
Для деревянных мостов применяется в основном древесина хвойных пород: сосна, ель и лиственница, реже кедр и пихта. Из лиственных пород иногда применяется дуб.
Свойства древесины во многом зависят от породы дерева, условий его роста, влажности, внутреннего строения иналичия пороков древесины. Наилучшие качества имеет древесина указанных выше пород в возрасте 80—150 лет.
К наиболее важным свойствам древесины относятся: вес, влажность, прочность, твердость и упругость.
По весу древесина относится к легким строительным материалам. Вес древесины зависит от ее плотности и влажности и колеблется в значительных пределах. Так, 1 м3 сосны весит от 310 до 710 кг, дуба — от 520 до 1000 кг. Средним весом 1 м3 древесины считается для сосны 520 кг, ели — 470 кг, лиственницы — 600 кг, дуба — 750 кг.
Влажностью древесины, измеряемой в процентах, называется отношение веса воды, содержащейся в древесине, к весу сухой древесины. Свежесрубленная древесина имеет влажность 23% и более и называется сырой. На воздухе она высыхает и через 1,5—2 года имеет влажность 10— 18%. Такая древесина называется воздушно-сухой. Древесина с влажностью 18—23% называется полусухой. Для постройки деревянных мостов наилучшей является воздушно-сухая древесина, так как на открытом воздухе она не усыхает и, следовательно, меньше будут расстраиваться соединения отдельных элементов моста; кроме того, древесина с такой влажностью менее подвержена загниванию. При значительном уменьшении влажности происходят усушка, коробление и растрескивание древесины, что уменьшает ее прочность.
Прочностью древесины называется ее способность сопротивляться действию внешних сил. Прочность зависит от породы дерева, влажности, наличия пороков и от характера и направления действия нагрузки (сжатие, скалывание, растяжение или изгиб). Дерево хорошо сопротивляется сжатию вдоль волокон и значительно хуже — поперек волокон. Так, например, для того чтобы разрушить сосну сжатием вдоль волокон, нужно приложить на 1 см2 ее поверхности силу, равную примерно 400 кг, а сжатием поперек волокон — 50 кг. Сопротивление дерева изгибу несколько меньше его сопротивления сжатию вдоль волокон. Повышенная влажность, а также наличие пороков в древесине (сучки, трещины, косослой, механические повреждения) сильно снижают ее прочность.
Твердость дерева характеризуется сопротивляемостью при обработке его инструментами. Наиболее легко обрабатываются сосна, ель, лиственница и кедр, значительно труднее — дуб.
Дерево обладает значительной упругостью, т. е. способностью принимать первоначальную форму и размеры после прекращения действия нагрузки.
Для деревянных мостов допускается применение вполне здоровой древесины с влажностью 10—18% для мостов с продолжительным сроком службы и
до 23%—для временных мостов;
для краткосрочных мостов влажность древесины не ограничивается.
Для постройки деревянных мостов применяются главным образом круглый лес, брусья, пластины и доски. Сортаменты их установлены стандартом. Круглый лес должен иметь диаметр в верхнем отрубе 16—34 см и длину 6,5— 16 м. Самыми употребительными являются диаметры 26— 30 см и длина 6,5—8,5 м. Брусья имеют различные размеры. Доски применяются толщиной 1,3—6 см, длиной 2—3,75 м (короткие), 4—6,5 м (средние) и 6,75—15 м (длинные). Пластины изготовляются из круглого леса диаметром 18—22 см.
а)
б) |
Рис. 1 Схемы мостов балочно-подкосной системы
а — одноподкосный; б — двухподкосный
Балочные мосты
Деревянные балочные мосты применяются двух типов: балочно-эстакадные и балочно-подкосные (рис. 1). Последние бывают одноподкосными и двухпод-косными.
Мосты балочно-эстакадной системы являются наиболее простыми. Они сооружаются при высоте насыпи 2—8 м и имеют обычно пролеты длиной 2 или 3 м. Если высота па-сыпи превышает 8 м, то строить мост балочно-эстакадной системы становится невыгодным, так как на часто расположенные опоры будет расходоваться большое количество лесоматериалов. Кроме того, в некоторых случаях возникает необходимость увеличивать расстояния между опорами, чтобы обеспечить возможность сплава леса по реке, пропуска льда и т. п. В этих случаях строят балочно-подкосные мосты.
Расстояние между опорами у одноподкосных мостов может быть 4—15 м, у двухподкосных 6—9 м. Мосты балочно-подкосных систем применяются при насыпях высотой более 4—6 м.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.