Наивысший уровень воды в реке называется историческим горизонтом высоких вод (сокращенно ВИГ).
Наибольший уровень, встречающийся раз в 100 лет, носит название горизонта высоких вод (ГВВ). Этот горизонт является основным для расчета высоты и отверстия моста.
Наиболее низкий из постоянных уровней воды называется горизонтом меженных вод (ГМВ), а уровень воды, при котором по реке идет лед, -горизонтом ледохода (ГЛ).
Трубы.
Трубой называется сооружение, служащее для пропуска небольших водотоков, снеговых и ливневых вод под насыпью.
Труба (рис. 4) состоит из звеньев (секций), фундаментов и оголовков. Звенья, составляющие тело трубы, служат для пропуска вод под насыпью. Они опираются на фундамент, который передает усилия от звеньев и вышележащей насыпи на грунт. Оголовки служат для правильного приема, отвода и направления течения воды в трубе, а также для предохранения откосов насыпи от размыва и сползания.
Трубы разделяются на различные виды в зависимости от характера работы, количества отверстий, материала, очертания, вида оголовков, срока службы и т.д.
В зависимости от характера работы трубы разделяются на безнапорные и напорные.
В безнапорных трубах вода протекает на неполную высоту отверстия, в напорных — по полному сечению отверстия.
По числу отверстий различают трубы одноочковые, двухочковые, трехочковые и т. д.
В зависимости от материала трубы разделяются на деревянные, каменные, бетонные, железобетонные, чугунные и стальные; преимущественное распространение имеют каменные, бетонные и железобетонные трубы.
По очертанию трубы бывают круглые, прямоугольные, овоидальные, треугольные и др.
Оголовки труб различаются по своему очертанию и бывают портальными, коридорными, раструбными, воротниковыми и др.
По сроку службы трубы, как и мосты, разделяются на капитальные, временные и краткосрочные.
Рис. 4. Труба под ЖД насыпью
Тоннели.
Тоннелем называется искусственное сооружение, устраиваемое при проведении железной дороги под землей (рис. 5).
В зависимости от своего расположения тоннели разделяются на горные, проходящие под горными массивами; подводные, расположенные под реками, озерами, проливами; городские (метрополитены), проходящие под городскими участками. Наибольшее распространение имеют горные тоннели.
Если тоннель прокладывается в твердых скальных породах, то внутренняя поверхность его не укрепляется. Если же грунт угрожает обвалом, то поверхность тоннеля укрепляется каменной, бетонной, а иногда железобетонной или металлической обделкой. Верхняя часть обделки тоннеля называется сводом, боковые части — стенками, нижняя часть — подошвой или обратным сводом.
Рис. 5. Туннель |
Особыми видами тоннелей являются галереи. Они сооружаются в горах для ограждения железнодорожного пути от обвалов, каменной осыпи или лавин. По внешнему виду галереи напоминают тоннель, примыкающий к горе.
Подпорные стенки.
Подпорной стенкой называется искусственное сооружение, служащее для поддержания крутых откосов насыпи или выемки (рис. 6).
Подпорные стенки применяются в горных местностях, где железная дорога проходит на крутых косогорах, в городах, а также на берегах рек, озер и морей, зашитая земляное полотно от размыва.
Подпорные стенки строятся из камня, бетона и железобетона.
Рис. 6. Подпорная стенка |
Разработал:
начальник кафедры СП
подполковник П. Палто
Организационно-методические указания
При проведении занятия следует учесть, что основные сведения из теории студенты получили в курсе «Строительство железных дорог» и поэтому материал темы должен иметь практическую направленность, так как проектирование строительства и ремонта железных дорог будут одним из вопросов их практической деятельности по окончании ВУЗа.
Иллюстрацию излагаемого материала необходимо производить, используя диапозитивы (слайды) и карточки (рисунки), перечисленные в разделе материального обеспечения. Дидактический материал пронумерован и расположен по занятиям и учебным вопросам в порядке изложения материала занятий.
Занятие: № 2 Вид занятия: лекция
Время: 2 часа
Цель занятия: Изучить конструкцию, основные элементы и технологическую последовательность восстановления малых мостов и труб.
Место проведения: специализированная аудитория № 448.
Материально-техническое обеспечение:
диапроектор, слайды, макеты, плакаты
Литература:
4. ВМ-67 «Восстановление железнодорожных мостов и труб» Москва 1969 г.
5. НЖМ-56 Техническое описание.
6. РЭМ-500 Техническое описание.
Учебные вопросы и распределение времени
№ |
Порядок проведения и учебные вопросы |
Время |
1 2 3 |
Вводная часть Проверка наличия и внешнего вида студентов. Краткий опрос по пройденной теме. Объявление темы, цели и учебных вопросов, литературы для изучения. Основная часть 1.Деревянные мосты. 2. Железобетонные мосты. 3. Низководные мосты и ледяные переправы. Заключительная часть Подведение итогов занятия. Ответы на вопросы. Задание на самоподготовку. |
10 мин 75 мин 25 25 25 5 мин |
Вопрос 1. ДЕРЕВЯННЫЕ МОСТЫ
Общие сведения
Деревянными называются мосты, построенные целиком из дерева с использованием небольшого количества металла для крепления и связей отдельных элементов моста между собой.
Для постройки деревянных мостов требуется значительно меньше времени, чем для постройки мостов из других материалов. Стоимость строительства их также в несколько раз меньше, чем других мостов. Однако применение деревянных мостов в железнодорожном строительстве весьма ограничено из-за их существенных недостатков:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.