Это работа о великих русских путешественников. О том, какими маршрутами они шли и какими открытиями запечетлили свой след в истории, страница 7

После смерти Беринга командование отрядом перешло к лейтенанту Вакселю, старшему по чину офицеру. Вместе с ним все это время находился и его десятилетний сын Лаврентий, выдержавший тяжелейшие испытания. Экспедиция к тому времени лишилась уже 25 человек. Однако и для оставшихся в живых людей провизии было очень мало. В конце концов путешественники стали довольствоваться одной лишь подмоченной крупой. Некоторые моряки потеряли веру в благополучный исход экспедиции, но все одинаково дружно, поистине героически боролись за свою жизнь и жизнь товарищей. Люди так обессилели, что не могли вынести трупы из своих землянок. Только несколько человек способны были ходить, охотиться на морских бобров и приносить мясо больным. Сорок пять оставшихся в живых дотянули до лета 1742 года, преодолев многочисленные трудности и лишения. Больше всего неприятностей доставляли штормовые ветры и ураганы, срывавшие брезентовые крыши с землянок. Тяготило отсутствие дров. Ваксель решил строить новое судно из остатков «Святого Петра», сильно потрепанного океаном. Но как это сделать? Корабельных мастеров среди моряков не было. Для этого нужно особое умение. К счастью, казак из Краснодара Савва Стародубцев когда-то простым рабочим участвовал в постройке судов для экспедиции в Охотске. Теперь вся надежда была только на его знания и умения.

Полуразрушенный «Святой Петр» разобрали. Из его частей стали потихоньку мастерить новое небольшое судно — гукор, — также названное «Святым Петром». Стародубцев возглавил бригаду из 20 моряков. Ваксель писал: «Вряд ли бы нам удалось справиться с делом без его помощи». Позднее, в 1744 году, по представлению Вакселя Стародубцев был награжден званием «сына боярского». В августе судно наконец спустили на воду. В длину оно составляло всего 11 метров. Сорок шесть человек разместились на нем в невыносимой тесноте. Простившись с островом, который путешественники единодушно назвали именем Беринга, они тронулись в путь. Уже на третий день плавания в судне открылась течь. Паз заделали, как могли, а вскоре увидели землю. Это была Камчатка. Двигаясь вдоль берега к югу, через 10 дней они достигли Петропавловска. Это был самый счастливый день в жизни оставшихся в живых спутников Беринга. После 15 месяцев скитаний в океане они наконец ступили на землю, где их ждали друзья, от которых они узнали о том, что же приключилось со вторым судном экспедиции — «Святым Павлом».

Плавание Чирикова

Потеряв из вида судно Беринга, Чириков двинулся на восток. В ночь на 16 июля, то есть на полтора дня раньше капитан-командора, он увидел первую американскую землю. Таким образом произошел один из удивительных случаев в истории географических открытый. Два корабля, раздельно совершавшие плавание в течение месяца, подошли почти в один и тот же день к неведомым берегам нового, четвертого континента. Тем самым было положено начало исследованию земель, которые получили впоследствии название «Русская Америка» (Аляска). Радость открытия, однако, вскоре была омрачена трагическими событиями. Чириков спустил шлюпку и отправил на ней под командованием одного из лучших офицеров, А. Дементьева, 10 матросов. Прошли сутки, но они не вернулись. На берег были посланы еще четверо. Пропали без вести и они. Потеря 15 моряков и двух лодок поставила экспедицию в тяжелое положение. А вскоре из-за мыса появились суденышки с индейцами. Вели они себя явно враждебно. Стало ясно, что моряки попали в западню и были перебиты. Чириков отдал приказ отойти от берега. «Святой Павел» возвращался на Камчатку примерно тем же курсом, что и судно Беринга. Чириков также заболел цингой. И все же ему удалось благополучно привести корабль в Петропавловск. Его рапорт в Адмиралтейств-кол-легию в 1741 году был первым в истории описанием северо-западных берегов Америки. А летом 1742 года Чириков повторил свое плавание к Америке и открыл по пути новые острова. Он умер в Санкт-Петербурге в 1748 году.

Итоги Великой северной экспедиции