Это работа о великих русских путешественников. О том, какими маршрутами они шли и какими открытиями запечетлили свой след в истории, страница 3

Дежнёв со своими спутниками перезимовали на Анадыре. Как они смогли выжить — неизвестно. Но весной 1649 года построили речные суда, а когда лед вскрылся, они поднялись на лодках вверх по Анадырю на 500 километров до «анаульских (юкагиров) людей... и ясак с них взяли». В таком положении Дежнёв еще умудрялся не забывать о том, что он — сборщик дани! На верхнем Анадыре Дежнёв обустроил ясачное зимовье. Здесь он разведывал соболиные места, а по возвращении представил подробный чертеж бассейна реки Анадырь и дал его первое описание. Кроме того, поиски его завершились открытием богатейшего лежбища «моржового и рыбьего зуба». Это лежбище «выгребали» после Дежнёва еще несколько лет, вплоть до 1652 года, и конца-краю ему не было.

Дежнёв благополучно вернулся в Нижнеколымск. В 1660 году его по личной просьбе сменили, и он с грузом «костяной каяны» сухим путем прошел на Колыму, а оттуда морем на нижнюю Лену. Потом был Якутск и долгий путь в Москву. Сюда он прибыл в сентябре 1664 года, а в январе следующего года сним был произведен полный расчет за все годы службы: с 1641 по 1660-й. «И великий государь... велел ему свое государево годовое денежное жалованье и за хлеб и за прошлые годы... на 19 лет службы его... за прииску новых землиц... и ясак за великого государя... и за ту его, Сенькину, многие службы...» Словом, получил Дежнёв за свои открытия 126 рублей и 6 алтын. А доставил он в царскую казну 289 пудов моржовых клыков на сумму 17 340 рублей серебром. Кроме того, царем указано было «за его, Сенькину, службу и за раны... поверстать в атаманы». Но не материальные, а географические богатства открыл и предоставил России казак Семен Дежнёв. Он обнаружил пролив между Северным Ледовитым и Тихим океанами; доказал, что Азиатский и Северо-Американский материки не соединяются; первым плавал в Чукотском море и водах северной части Тихого океана; открыл Чукотский полуостров и Анадырский залив; открыл и первым пересек Корякское нагорье; обследовал реку Анадырь и Анадырскую низменность. Это ли не великие свершения простого казака из Пинежской волости?

Старинные русские грамоты и челобитные сейчас читаются как немного наивные, даже шутливо-ироничные документы. Но за ними трудные людские судьбы и напряженная каждодневная работа. «И носило меня, Семейку, поморю после Покрова Богородицы всюду неволею и выбро-сила на берег в передний конец за Анадырьреку. А быт нас на коче всех двадцать пять человек», - писал в одной из своих челобитных казачий атаман Семен Дежнёв.

В Сибири атаман Дежнёв служил еще на реках Оленьке, Вилюе и Яне. Вернулся он в конце 1671 года с соболиной казной в Москву и умер там в начале 1673 года. Это был великий путешественник земли Русской!

Основные события жизни

Около 1605 г. — Рождение Семена Ивановича Дежнёва. 1639—1640 гг. — Походы Дежнёва по рекам бассейна Лены. 1643—1646 гг. — Строительство Нижнеколымска. 1647 г. — Первая экспедиция Дежнёва на Анадырь-реку. 1648—1649 гг. — Самые значительные открытия Дежнёва, например, пролива между Евразийским и Северо-Американским материками. 1673 г. — Смерть С. И. Дежнёва.

 


Северные странствия

Витуса Беринга

На карте северных берегов России есть море Лаптевых, мыс Челюскина, берег Василия Прончищева, пролив Дмитрия Лаптева, Берингов пролив, Берингово море... В них увековечены имена отважных полярных исследователей и путешественников — моряков Петровской эпохи, чьими трудами и подвигами были впервые положены на карту очертания берегов наших северных и тихоокеанских морей, открыты острова, заливы и проливы. Это было время становления государства Российского. Петр I отчетливо сознавал, что знание географии страны и сопредельных территорий обязательно для решения политических и экономических проблем. А ведь на географических картах было еще множество «белых пятен». Почти перед самой своей смертью, в конце 1724 года, царь вспомнил то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию. Немедленно был составлен приказ об экспедиции, об отыскании пролива между Азией и Америкой. Начальником ее был назначен капитан 1 ранга, позднее — капитан-командир Витус Йонассен (он же Иван Иванович) Беринг, выходец из Дании, сорока четырех лет, уже двадцать один год состоявший на службе в России. Поскольку он столь много сделал для своей второй родины, то его, без сомнения, можно считать русским. Ведь национальность определяется не наличием определенной крови, а служением почве, на которой живешь.