Это работа о великих русских путешественников. О том, какими маршрутами они шли и какими открытиями запечетлили свой след в истории, страница 21

Мысли о родном «береге», об Отпизне, о родных -не покидали Миклухо-Маклая: «Милые, дорогие месть и сестра! Я у моей цели. Остаюсь на год в Новой Гшше. Труда будет много, но надеюсь на успех. До свидания, и не забывайте».

Путешественник искренне считал открытый им Берег Миклухо-Маклая частичкой России. Для начала он предлагал организовать папуасский союз, куда вошли бы деревни с его Берега. Сам он намеревался встать во главе этого союза в качестве «Тамо боро-боро». Трудно представить себе человека менее честолюбивого, менее одержимого мыслями о власти над себе подобными, чем Миклухо-Маклай. Но в сложившихся условиях ему казалось, что не было другого выхода, как взять на себя руководство папуасским союзом и от его имени отстаивать независимость страны. К сожалению, его планам не суждено было осуществиться.

Новые путешествия

Проведя год в Сиднее, работая в зоологических и антропологических музеях, Миклухо-Маклай подготовил планы новых своих экспедиций. В 1879 году он отплывает в Новую Каледонию и к другим берегам Меланезии, продолжает там исследования. Самое неприятное заключалось в том, что путешественнику приходилось быть постоянным свидетелем торговых операций, алчности и бесчестности миссионеров, попыток спаивания островитян, возбуждения у них низменных инстинктов. Он видел, как уродуется под влиянием европейцев традиционная культура, как портятся нравы. Резко снизилась численность населения на отдельных островах из-за болезней, занесенных белыми. Туземцев массами вывозили для работ на плантациях в Австралии, Фиджи, Самоа. Но встречались и попытки вооруженного отпора колонизаторам. Тогда следовали карательные экспедиции.

Опасности грозили и самому Миклухо-Маклаю, хотя он пользовался большой популярностью. Но мысль о том, что в случае его гибели белые устроят резню, была ему нестерпима. Чтобы предотвратить это, Миклухо-Маклай оставил специальное завещание, где говорилось о недопустимости никакого насилия над туземцами в случае его непредвиденной смерти. В многомесячном плавании самым памятным было пребывание на острове Андра, где он уже жил два года назад. Шхуну окружили лодки, и послышались возгласы: «Макрай! Макрай!» Так жители встречали своего полюбившегося Человека-с-Луны. Здесь путешественник поселился вместе с туземцами в ум-камаль (обширном мужском доме) и провел несколько недель. Затем он продолжил путешествие по южному берегу Новой Гвинеи. Казалось, не осталось уже места на карте этого района, где бы не побывал Миклухо-Маклай. Ученому удалось описать много обрядов папуасов — танцы, похороны, свадьбы, а самое главное, предотвратить частые стычки между враждующими деревнями. Стоило ему лишь сказать несколько слов, и назревавший конфликт, готовый вылиться в резню, прекращался мгновенно. Так, одна деревня собралась напасть на другую. Миклухо-Маклай взял в руки факел и сказал, что уничтожит огнем всех воюющих. Папулы испугались и прекратили столкновение.

В 1881 году он вновь поселил южный берег Новой Гви-1еи на английском корвете, который намеревался проведи карательную экспедицию. И лишь благодаря заступничеству Миклухо-Маклая капитан судна отказался от сожжения папуасской церевни и поголовного ис-гребления ее жителей. Вернувшись в Сидней, русский путешественник и ученый занялся изучением районов Австралии, провел несколько путешествий в глубь страны. К его заслугам можно отнести и создание биологической станции в Брисбене. Там он познакомился со своей будущей женой — Маргаритой Кларк, дочерью богатого помещика.

В 1882 году Миклухо-Маклай через Суэцкий канал вернулся в Санкт-Петербург, завершив таким образом кругосветное плавание, начатое им на «Витязе» в 1870 году.

Человек-с-Луны