Раз для заключения договора необходима оплата товара, которая подтверждается чеком, то покупатель должен быть ознакомлен с ценой, и поэтому цена для договора розничной купли – продажи является существенным условием.
Если уж отвечать на этот вопрос о том, когда переходит период риска случайной гибели при торговле по методу самообслуживания, то риск случайной гибели переходит с момента передачи товара. С момента, когда покупатель проходит как бы через пункт контроля и так далее, и поэтому все, что может произойти в товаре в магазине самообслуживания, является риском продавца. Если покупатель случайно уронит какую-то банку, разобьет, или бутылку, если нет с его стороны вины в этом и тому подобное, то этот риск лежит не продавце. А вот если человек потерял сознание, допустим, и все разбил, или его толкнули, кто-то убежал, а он при этом пострадал, – вот в этом случае его вины нет. Действует общегражданское правило, что виновным предполагается нарушитель. Нарушителем здесь будет покупатель, который разбил и так далее. Если он сумет доказать, что он не виноват, значит он не отвечает. Риск лежит на собственнике, потому что он еще собственником не стал.
Второй важнейшей особенностью розничной купли–продажи является наличие у покупателя целого ряда дополнительных прав, которые не имеют покупатели в обычной купле–продаже. Для иллюстрации этого положения упомянем несколько прав, не стремясь дать исчерпывающий перечень. Вот, например, покупатель имеет такое право как право на информацию. Приобретая товар, покупатель имеет право получить от продавца все необходимые сведения о товаре, о его, скажем, калорийности, ГОСТе, о цене, изготовителе, гарантийном сроке (есть он или нет) и тому подобное. Наиболее подробно эта информационная обязанность расписана в законе в статье 10-й закона о защите прав потребителя. Информация должна доводиться продавцом до покупателя либо сопроводительной, так сказать, документацией на этикетке, маркировке и обязательно на русском языке. Если передана инструкция на иностранном языке, это считается непредоставлением надлежащей информации.
Нарушение этой обязанности оборачивается для продавца порой серьезными последствиями. Упомяну, по крайней мере, о двух. Во-первых, покупатель может предъявить к продавцу требования о возмещении всех убытков, которые возникли из-за отсутствия у него информации или неправильной информации и так далее. Если вещь вышла из строя в виду, например, ее неправильной эксплуатации, или пострадали имущество, здоровье покупателя – все это может быть возложено на продавца. А вторая возможность покупателя – это вернуть такую вещь продавцу, если он докажет, что был введен в заблуждение или не получил информации, и приобрел вещь, которая не обладает надлежащими для него качествами, которые он искал в данной вещи.
В данном случае действует правило о том, что покупатель не должен обладать специальными какими-то знаниями. Даже если он является, скажем, каким-то инженером в какой-то области и так далее, приобретает товар, относящийся к этой области, тем не менее, это не будет принято во внимание.
Другим дополнительным правом покупателя, которое иллюстрирует дополнительные возможности покупателя, - это право на возврат вполне доброкачественного товара, который не подошел покупателю по размеру, цвету, фасону и так далее. С этим правом хорошо, видимо, знакомы женщины, которые знают, что можно вернуть в магазин товар при условии, что он не был в употреблении, сохранился товарный его вид, и что это можно сделать в течение двух недель, 14 дней.
Нередко покупатели заблуждаются, а продавцы их вводят в заблуждение о том, что нужно обязательно предъявить товарный или кассовый чек. Закон этого не требует, а требуется другое: покупатель должен доказать, что приобрел товар у данного продавца. Что может подтверждаться и свидетельскими или иными доказательствами. Ну, то, что, например, этот товар можно было приобрести в данной местности только у данного продавца и тому подобное.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.