Однако, воспользоваться этими и указанными выше правами покупатель может тогда, когда недостатки в товаре обнаружены в течение определенных сроков. И поэтому мы здесь снова возвращаемся к тем срокам, о которых уже чуть раньше упоминали.
Так вот, если на товар не установлен гарантийный срок, или срок годности, недостатки в товаре должны быть выявлены в разумный срок. Но в пределах двух лет с момента передачи товара покупателю. Вот этот предельный двухлетний срок нужно понимать правильно. Не так, что разумный срок – это всегда двухлетний срок, а разумный срок – это срок, в течение которого данный товар предназначен для нормального использования. Поэтому, скажем, этим портфелем можно пользоваться не два, а больше лет, а, скажем, ручкой или зубной щеткой – два года это уже очень большой срок для использования. Итак, срок должен быть разумный как срок, для которого вещи такого рода обычно используются. Раньше этот срок составлял шесть месяцев, или разумный срок был ограничен шестью месяцами; сейчас наши законодатели уравняли этот срок со сроком, установленным Венской конвенцией, то есть предельный срок – два года.
Если на товар был установлен гарантийный срок ли срок годности, то недостатки, соответственно, должны быть обнаружены в течение этого гарантийного срока. Бывают, однако, ситуации, когда гарантийный срок составляет меньше двух лет, а вещь, разумный срок ее использования превышает, скажем, годичный срок гарантии. Это означает, что если недостаток вещи обнаружен за пределами гарантийного срока, но в пределах срока законной гарантии, то есть разумного срока в пределах двух лет, то, тем не менее, обнаружение недостатков дает покупателю все те права, о которых мы только что говорили. Меняется что лишь? – время доказывания. Если недостатки обнаружены в пределах гарантийного срока, покупатель ничего не должен доказывать. Предполагается, что недостатки имелись в вещи до ее передачи. А вот если недостатки обнаружены за пределами гарантийного срока, то покупатель должен доказывать, что недостатки вещи имелись до ее передачи или обусловлены причинами, которые появились еще до передачи ему этого товара.
Теперь условия об ассортименте. Перед передачей товаров не в том ассортименте, который был согласован сторонами, покупатель вправе этот товар не принимать и его не оплачивать. А если оплата уже была произведена, то покупатель может потребовать возврата перечисленных им средств. В ситуации, когда наряду с товарами в надлежащем ассортименте поставлены товары иного ассортимента, покупатель может принять товары, поставленные в нужном ассортименте и отказаться от товаров, поставленных вне этого ассортимента. Или полностью отказаться от товара – эта возможность за ним сохраняется.
Само собой разумеется, что покупатель может и игнорировать нарушения условий в ассортименте, то есть принять товар в том ассортименте, в котором поставил продавец, и для этого ему не требуется как-то выражать специально на это свое согласие, он своими действиями, если он не отказывается от товара, то считается, что он его принял в том ассортименте, в котором товар был поставлен.
В случае нарушения условий о комплектности. В случае поставке некомплектного товара покупатель вправе потребовать либо соразмерного уменьшения цены на данный товар, если он готов принять некомплектный товар, или потребовать доукомплектование товара. Если он выбирает вторую возможность, то он устанавливает для продавца срок, который должен быть разумным для выполнения этой обязанности и выждать течение этого срока. А если продавец не выполнит свою обязанность по доукомплектованию товара, то покупатель может потребовать замены данного товара на комплектный товар, либо может полностью отказаться от договора и потребовать возврата денег, взыскания убытков и так далее.
Точно такие же последствия наступают и тогда, когда продавцом нарушаются условия о комплекте товаров.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.