Расчетно-кредитные отношения. Что такое деньги. Всеобщий эквивалент, страница 17

Так вот, что делать. Сейчас просто практический расклад и совет, который, тем не менее, основан на нормах гражданского права. Если деньги уже ушли с корсчета, то банк выполнил поручение, он передал сумму. Он не может уже воздействовать на проход денег, что на самом деле является переписыванием их по счетам. Но вы хотите отозвать средства. Они находятся сейчас в каком-то коммерческом банке на его корсчете. Это не средства коммерческого банка. Можете вы обратиться к коммерческому банку? Нет. Он вас не знает. Вы можете обратиться к своему банку. А он говорит: я исполнил поручение. И вот здесь мы сталкиваемся с ситуацией, которая дает нам пример обычных норм. Дело в том, что ситуация настолько банальная, когда отправители денег разыскивают свои средства или пытаются отменить свое поручение, что по этому поводу в отсутствии норм специальных в законодательстве сложились обычаи делового оборота. Сейчас таким обычаем в России является вот какой. Клиент обращается (а ему больше некуда деться) к своему банку с просьбой отозвать поручение. Банк уже деньги перевел, поэтому сам, персонально ничего не может сделать, но в силу обычая он должен обратиться к тому банку, которому он передал поручение, то есть к тому банку, которого он привлек к исполнению поручения. Как он к нему обращается? Как его клиент. Что такое корсчет? Это обычный счет банковский, просто клиентом по нему является банк. Когда один банк открывает счет в другом банке, это называется – открыть корреспондентский счет. Корреспондентский почему? Потому что тот банк обычно хочет стать клиентом первого, и у них такие встречные, корреспондирующие счета. Если бы этот клиент не был банком и открыл счет просто в банке, это был бы просто расчетный счет. Здесь логика та же самая. Так вот, когда банк принимает у вас поручение, он его принимает как банк. А когда он передает его другому банку, он уже сам действует как клиент, конечно, особый клиент, свой, родной, но все равно клиент. И значит этот клиент точно так же, как вы к своему банку. может обратиться к своему контрагенту и сказать: там тебе было поручение на 100 рублей, давай отменим. Если это поручение еще не исполнено следующим банком, он обязан выполнять новый заказ, потому что поручение – это односторонняя сделка, опять-таки распоряжение, и я могу всегда ее отозвать. Следующий банк говорит: а мы уже списали, дальше пошло. По рублям чаще всего больше трех банков не бывает. А вот по валюте, когда иностранная валюта идет, если доллары, она через Нью-Йорк идет, марка через Франкфурт идет, там может быть много банков задействовано. И ситуация может быть какая? Я – банк, вы - мой клиент. Вы дали мне поручение, я передала его этому банку. Вы просите меня отменить, я запрашиваю следующий банк. А тот говорит: нет, уже вот там деньги. Тогда тот банк как клиент следующего банка, просит у него. И вот такая цепочка. Банки это делают, делают до какого момента? Пока деньги не зачислены на счет получателя. Каждый банк в цепочке является клиентом следующего, и как клиент может действовать одинаковым образом – требовать отмены своего поручения. Неважно, что там техника другая, там не одно поручение, там их миллион, но все равно это все можно найти. Техника разная, а правовая логика одна и та же везде, и очень простая, и очень логичная. Я тебя попросил, значит, я только к тебе и мог обратиться с отказом, потому что ты меня знаешь, а ты обратись к своему банку как клиент, а тот банк – к своему. Если я успею поймать этот перевод до его зачисления на счет получателя, отмена будет иметь место. Если не успею, то деньги зачислены, считаются средствами получателя, и вступает в действие принцип, о котором мы говорили ранее: распоряжение средствами на счете возможно только по указанию владельца счета. Значит, рассматривайте свои отношения с владельцем. Это что касается отмены.