Ты можешь быть великим слушателем, если захочешь. Многие взрослые не умеют внимательно слушать. Это потому, что никто не помог им научиться этому. Как бывает грустно, когда тебе хочется поделиться чем-нибудь волнующим или печальным, а твои близкие не могут выслушать тебя. И уж если у тебя есть кто-то, кто внимательно выслушает тебя – тебе повезло, и ты знаешь, как это прекрасно, когда тебя слушают.
Есть много причин, по которым мы должны учиться слушать. Во-первых, некоторые звуки так чудесно повышают наше настроение: звон колокольчика, шорох листьев, вой ветра, пение птиц, рёв животных, успокаивающая (cool) песня и рассказ интересного человека. Другая важная причина учиться слушать – это то, что слушание – это лучший способ узнать людей: что они чувствуют, что знают. Чем больше ты слушаешь, тем больше узнаёшь.
Если ты решил стать хорошим слушателем – это очень обрадует твоих родных, друзей и воспитателей. От этого и тебе и им будет хорошо. Чтобы стать действительно хорошим слушателем, каждый день говори себе: «Сегодня я собираюсь действительно слушать очень внимательно». А потом на самом деле попробуй сделать это. По мере того, как ты будешь слушать всё более и более внимательно, ты можешь помочь другим в этом. Как? Внимательно выслушивая их и говоря им, как ты делаешь это. Ты можешь поделиться своими идеями о том, как внимательно слушать папу, маму, своих друзей и воспитателей, и даже свою собаку. Вот собаки действительно умеют хорошо слушать. Может быть, ты спросишь у собаки, как она этому научилась.
Дети делятся на пары. Один говорит другому всё, что захочет (о своих событиях, мечтах). Другой его внимательно слушает. Потом сообщает говорящему, что запомнил и как понял. Потом дети меняются местами.
При этом дети сидят лицом к лицу. Роль говорящего - поделиться тем, что ему важно. Другой слушает внимательно. В новом варианте игры слушающий сначала слушает очень внимательно, затем он сдвигает фокус и становится плохим слушателем (он смотрит на часы, пол, книги или газеты, игрушки). Говорящий продолжает говорить. Это очень трудно делать, когда тебя не слушают. Это он быстро обнаруживает. Партнёры затем меняются ролями. В заключении дети делятся впечатлениями. И отвечают на вопросы:
1) Как ты себя чувствовал, когда тебя внимательно слушали или не слушали?
2) Как ты узнаёшь, на самом ли деле тебя внимательно слушают (что твои слушатели делают для того, чтобы ты так думал)? И по чему ты судишь о том, что тебя не слушают?
3) Как ты можешь убедиться в том, что ты действительно хороший слушатель?
Дети делятся на маленькие группы по четыре- пять человек. Внутри каждой группы они задумывают одно животное, голос которого они будут воспроизводить (например, корова – му-у), этот голос поможет им вновь собраться в группу. Потом все дети разбегаются по комнате, перемешиваются, закрывают глаза и они должны по издаваемым звукам вновь образовать группы (фокусировка на одном звуке).
Дети разбиваются на группы по четыре человека в каждой. Три человека из группы загадывают по животному (например, жираф, лошадь, петух). Четвёртый – пастух, его работа – собрать группу. Группа разбегается и закрывает глаза. Они слушают пастуха, который их собирает вместе. Например, петух – два шага вперёд, жираф – один шаг назад и тому подобное. Надо не задеть других игроков. Двигаясь, дети издают звуки своих животных. Цель – сфокусироваться на словах только своего пастуха и не отвлекаться на слова других пастухов и голоса животных.
Концентрация на внутренних ощущениях тела.
Нужно учить детей внимательно прислушиваться к ощущениям и сигналам, идущим от тела. Тогда они узнают, что тело может сказать им много важных вещей. Если ребёнок пошлёт ясное позитивное сообщение своему телу, то он обнаружит, как чутко оно ему ответит. Ребёнок должен привыкнуть прислушиваться к своему телу, и тогда оно сделает всё, что ребёнок захочет: так можно предварить мочеиспускание, потоотделение, сердцебиение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.