Зиннуров Руслан
Письменная работа по курсу «Введение в историю Реформации»
Конфессиональная принадлежность исследователя как основа дифференциации
оценок и подходов к описанию истории лютеранской Реформации
Введение
Будучи мощным религиозным движением, направленным на реформирование учения и организации Римско-католической Церкви, которое возникло в Германии в начале XVI в., Реформация, с исторической точки зрения, представляет собой неоднозначное, сложное и весьма значительное явление. Как и любой другой общественно-религиозный процесс, подвергаемый историко-исследовательскому анализу, движение Реформации, помимо социально-политических, экономических, психологических и прочих факторов, требует учёта и духовного аспекта. Вглядываясь в произошедшие события Реформации, никакой историк-христианин не должен сбрасывать со счетов Божье предопределение и значимость Слова Божьего в качестве главной движущей силы.
Вместе с тем, следует признать, что неоднозначность характера Реформации, её хода событий и последствий существенно влияют на разнообразие исследовательских оценок и подходов при интерпретации истории рассматриваемого движения. Это связано не только с тем, является ли мировоззрение исследователя религиозным или же, наоборот, атеистическим/агностическим. Одним из важных следствий реформационных событий XVI в. для Западной Церкви явился раскол веры и появление большого числа протестантских деноминаций, ставших, помимо католической и лютеранской сторон, полноправными участниками развернувшейся драмы. При этом у представителей каждого из противостоящих лагерей за прошедшие уже почти пять столетий сформировалось определённое отношение к событиям и главным действующим лицам Реформации. Поэтому вполне естественным явлением выглядит разноголосица в освещении истории Реформации, связанная с конфессиональной принадлежностью того или иного исследователя.
Данная работа посвящена выявлению оценок и подходов к описанию истории лютеранского реформационного движения XVI в. католического, лютеранского и протестантского (методиста) историков, изложенных и отражённых ими в трудах по истории Церкви. В силу ограничений, налагаемых объёмом работы, в качестве основных исходных данных были выбраны такие наиболее значимые показатели дифференциации позиций исследователей по конфессиональному признаку, как сходство/различие в описании общей характеристики эпохи Реформации и причин её возникновения, а также в оценке личности Мартина Лютера и его взглядов. A priori предполагается, что относительно перечисленных индикаторов каждый из авторов рассматриваемых далее книг отстаивает свойственную ему конфессиональную точку зрения.
С точки зрения католической стороны, протестантизм в целом (включая и лютеранство) представляет собой ересь, самовольный отход от богооткровенных учения и установлений Церкви, ведущий к отступничеству от истинной веры. С протестантской же точки зрения в целом, напротив, именно Римско-католическая Церковь уклонилась от богооткровенного учения и порядка первоначального христианства. Гипертрофированное разрастание организационной структуры средневековой Церкви привело к извращениям и злоупотреблениям в церковной жизни, испорченности клерикальной бюрократии, центром которой являлся папский Рим. Спасение выродилось в своего рода массовое производство с пышными церковными обрядами. Протестантская Реформация служила полному восстановлению вероучительных и нравственных идеалов подлинного христианства. Несмотря на богословские, вероисповедные расхождения, такой взгляд свойственен не только лютеранам, но и представителям различных протестантских деноминаций. С другой стороны, протестанты склонны обвинять лютеран в «непоследовательности» лютеранской Реформации, в то время, как подхватившие её знамя протестантские группы радикально порвали с наследием Римско-католической Церкви. В свою очередь, лютеране видят в этом радикализме опасность скатывания к ереси и не разделяют реформаторского воодушевления протестантов.
Таким образом, представляется, что, в отношении лютеранской Реформации позиция католического историка Йозефа Лортца будет отличаться своей «консервативностью» от позиций протестантского (Хусто Л. Гонсалес) и лютеранского (Льюис Спиц) исследователей – «радикальной» и «умеренной» соответственно. Впрочем, следует отметить, что при явной дифференциации исследовательских позиций, связанных с конфессиональной принадлежностью, предполагается и наличие некоторых точек соприкосновения. Как уже было отмечено, с одной стороны, католический и лютеранский исследователи с большим скептицизмом относятся к радикальности стремлений протестантских реформаторов. С другой стороны, наблюдается сближение позиций лютеран и протестантов в отношении объективности причин и необходимости Реформации. К тому же ни один исследователь-христианин, независимо от его конфессиональной принадлежности, не будет отрицать, несмотря на «позитивную» или «негативную» оценку её последствий, самого главного: Реформация – результат предопределения, провидения Божьего. С определённой вероятностью, можно утверждать, что данная ситуация status quo найдёт отражение и в работах указанных авторов. Далее предлагается рассмотреть выявленные сходства/различия в их оценках и подходах к описанию истории лютеранского Реформации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.