Литературный процесс второй половины ХХ века — смена эстетических принципов литературы, возникновение новой (полицентрической) художественной системы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Зной; Любовь; Мужчина и женщина; Колесо; Из земли в час вечерний...; Когда лесками засыпает; На Рязани была деревушка; Дуб; Гулом, криками площадь полна; На темном склоне медлю; Змеиные травы; И снился мне кондовый сов России; Стоящий на вершине; Когда я не плачу...; Вчера я ходил по земле; Стена прошла через простор; В чистом поле гигант из земли возникал; Двойник; Двое; Черный подсолнух; Нос; Тайна Гоголя; Стук; Муха; Звезда; Другой; Небо покинуло душу мою;  Антипод; Сито; Дело; Седьмой; Пыль; Русалка; Сидень; Пузыри; Вздох разлуки ударил с вокзала. Поэмы «Дом», «Сказка  гвоздя».

Литература

Плеханова И. И. Поэтический андеграунд 50 – 60-х годов // Плеханова И.И. Русская поэзия рубежа ХХ – ХХ1 веков. Иркутск, 2007.

Глушкова Т. Призраки силы и вольности // Глушкова Т. Традиция – совесть поэзии. М.: Современник. 1987.

Кожинов В. О поэтическом мире Ю. Кузнецова // Кожинов В. Статьи о современной литературе. М.: Современник, 1982.

Чупринин С. До последнего края // Чупринин С. Крупным планом. М.: Сов. писатель, 1983.

Кулаков В. Отделение поэзии от государства. Как это начиналось // Кулаков В. Поэзия как факт. Статьи о стихах. М.: НЛО, 1999.

Кулаков В. СМОГ: взгляд из 1996 года // Кулаков В. Поэзия как факт. Статьи о стихах. М.: НЛО, 1999.

Плеханова И. И. Метафизическая поэзия // Плеханова И.И. Русская поэзия рубежа ХХ – ХХ1 веков. Иркутск, 2007.

VI. 3. Эстетическая ветвь модернистской прозы. Взаимосвязь физической и метафизической реальности в прозе Б. Вахтина (повесть «Одна абсолютно счастливая деревня», 1965). Элементы модернистской поэтики в «новой прозе» прозе В.Катаева («Святой колодец», 1967; «Кубик», 1969; «Уже написан Вертер», 1980).

Роман Саши Соколова («Школа для дураков», 1975). Движение от эстетического мифологизма к архаическому мифологзму в романе «Между собакой и волком», 1982). Диалог мифологического и демифологизированного (народного и личностного) сознаний в композиции романа «Между собакой   и  волком».

Литература

Вайль П., Генис А. Уроки школы для дураков // Литературное обозрение. 1993. №1-2.

Казарина Т.В. Эстетизм Саши Соколова как нравственная позиция // Литература третьей волны. Самара: Сам. ун-т. 1997.

Липовецкий М. Мифология метаморфоз. Поэтика повести Саши Соколова «Школа для дураков  // Октябрь. 1995. №7.

Дарк  О. Миф о прозе // Дружба народов. 1998. №5.

Потапов В. Очарованный точильщик // Волга. 1989. №9.

Руднев В. Словарь русской культуры ХХ века. М.: АГРАФ, 1999 (о «Школе для дураков»).

VI. 4. Стереоскопический образ мира в поэзии метаметафористов (метареалистов): И. Жданов, А. Парщиков, О. Седакова. Словесно-образное экспериментаторство и трагизм мировосприятия (исчезновение единой точки зрения на мир). Мифологический мирообраз – космический масштаб, проницаемость форм, метаморфозы и разрушительность нацеленного взгляда на феномены физической реальности. Слитность и отделённость человеческого сознания и форм внешнего мира.

Стихи  из  книг И. Жданова «Портрет» (1982), «Неразменное небо» (1990), «Место земли»: До слова; Портрет отца; Крещение; Следи за мной, мой первый снег; Гроза; Контрапункт; Когда умирает птица; Вода в глазах не тонет…; Концерт; Так ночь пришла…; Взгляд; Замедленное яблоко не спит; Портрет; Стоишь одна у входа в этот лес; Душа проснётся…; Ты, смерть, красна не на миру…; Дом; Такую ночь не выбирают; Когда не ясен грех; Прохожий; Пустая телега уже позади; Вдруг кованого гипса нагота; Мелеют зеркала…; Море, что зажато в клювах птиц; Неразменное небо; Попробуй мне сказать, что я фантом; Холмы; И отчаянье в глазах метнётся.

Литература

Волобуева И. Иван Жданов – творчество – это обречённость // Вопросы литературы, 1996. №6.

Голынко-Вольфсон Д. От пустоты реальности к полноте метафоры. Метареализм и картография русской поэзии 1980 -1990-х годов // Новое литературное обозрение. 2003. № 62.

Эпштейн М. Русский постмодернизм. М.: ОГИ, 2000. Ч. 2.

Седакова О. Другая поэзия // Новое литературное обозрение. 1996. № 22.

Кедров К. Рождение метаметафоры // Кедров К. Поэтический космос. М.: Сов. писатель, 1989.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 т. М.: Академия, 2003. Кн. 3, гл. 2, ч. 1.2.

Плеханова И. И. Иван Жданов: лирика автохрона, или homo temporus // Плеханова И.И. Русская поэзия рубежа ХХ – ХХI веков. Иркутск, 2007.

VII. Русский литературный постмодернизм.

Постмодернизм как общекулътурная ситуация европейской цивилизации (постмодерн): кризис веры в реальность, гносеологический нигилизм; нравственный и эстетический релятивизм. Философские истоки постмодернизма в искусстве: французский постструктурализм (Ж. Лакан, М. Фуко, Ж. Делёз, Ж. Деррида, Р. Барт, Ж.-Ф. Лиотар. Идеи семиотики и языкознания: Л. Витгенштейн; учение М. Бахтина о диалогизме в эстетической деятельности и самоценности языка в искусстве. Игра интерпретаций вместо гносеологии и учительства; подражание вместо творения форм; принцип цитации, пародирования и упрощения в поэтике. Деконструктивизм и его проявление в художественной практике (принцип коллажа, эклектизм,реминисцентность). Превращение образа в знак, симулякр; гипертрофия текста (ризома как модель культуры и отдельного текста).

Постмодернизм как кризис дионисийской эстетики модернизма. Признание власти правил культуры (эписем). Концепции культуры-игры, культуры-спорта (X. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга); альтернативная молодежная культура. Эстетическое (отстранённое) отношение кбытию (критерий красоты вместо истины).

Рождение русского постмодернизма из авангардистской эстетики периода «оттепели» (ранний концептуализм); отталкивание от господствующей государственной и массовой культуры (соц-арт), как и от стандартизированных правил мышления в период 1970-1980

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
542 Kb
Скачали:
0