Литературный процесс второй половины ХХ века — смена эстетических принципов литературы, возникновение новой (полицентрической) художественной системы

Страницы работы

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.

Фрагмент текста работы

Зной; Любовь; Мужчина и женщина; Колесо; Из земли в час вечерний...; Когда лесками засыпает; На Рязани была деревушка; Дуб; Гулом, криками площадь полна; На темном склоне медлю; Змеиные травы; И снился мне кондовый сов России; Стоящий на вершине; Когда я не плачу...; Вчера я ходил по земле; Стена прошла через простор; В чистом поле гигант из земли возникал; Двойник; Двое; Черный подсолнух; Нос; Тайна Гоголя; Стук; Муха; Звезда; Другой; Небо покинуло душу мою;  Антипод; Сито; Дело; Седьмой; Пыль; Русалка; Сидень; Пузыри; Вздох разлуки ударил с вокзала. Поэмы «Дом», «Сказка  гвоздя».

Литература

Плеханова И. И. Поэтический андеграунд 50 – 60-х годов // Плеханова И.И. Русская поэзия рубежа ХХ – ХХ1 веков. Иркутск, 2007.

Глушкова Т. Призраки силы и вольности // Глушкова Т. Традиция – совесть поэзии. М.: Современник. 1987.

Кожинов В. О поэтическом мире Ю. Кузнецова // Кожинов В. Статьи о современной литературе. М.: Современник, 1982.

Чупринин С. До последнего края // Чупринин С. Крупным планом. М.: Сов. писатель, 1983.

Кулаков В. Отделение поэзии от государства. Как это начиналось // Кулаков В. Поэзия как факт. Статьи о стихах. М.: НЛО, 1999.

Кулаков В. СМОГ: взгляд из 1996 года // Кулаков В. Поэзия как факт. Статьи о стихах. М.: НЛО, 1999.

Плеханова И. И. Метафизическая поэзия // Плеханова И.И. Русская поэзия рубежа ХХ – ХХ1 веков. Иркутск, 2007.

VI. 3. Эстетическая ветвь модернистской прозы. Взаимосвязь физической и метафизической реальности в прозе Б. Вахтина (повесть «Одна абсолютно счастливая деревня», 1965). Элементы модернистской поэтики в «новой прозе» прозе В.Катаева («Святой колодец», 1967; «Кубик», 1969; «Уже написан Вертер», 1980).

Роман Саши Соколова («Школа для дураков», 1975). Движение от эстетического мифологизма к архаическому мифологзму в романе «Между собакой и волком», 1982). Диалог мифологического и демифологизированного (народного и личностного) сознаний в композиции романа «Между собакой   и  волком».

Литература

Вайль П., Генис А. Уроки школы для дураков // Литературное обозрение. 1993. №1-2.

Казарина Т.В. Эстетизм Саши Соколова как нравственная позиция // Литература третьей волны. Самара: Сам. ун-т. 1997.

Липовецкий М. Мифология метаморфоз. Поэтика повести Саши Соколова «Школа для дураков  // Октябрь. 1995. №7.

Дарк  О. Миф о прозе // Дружба народов. 1998. №5.

Потапов В. Очарованный точильщик // Волга. 1989. №9.

Руднев В. Словарь русской культуры ХХ века. М.: АГРАФ, 1999 (о «Школе для дураков»).

VI. 4. Стереоскопический образ мира в поэзии метаметафористов (метареалистов): И. Жданов, А. Парщиков, О. Седакова. Словесно-образное экспериментаторство и трагизм мировосприятия (исчезновение единой точки зрения на мир). Мифологический мирообраз – космический масштаб, проницаемость форм, метаморфозы и разрушительность нацеленного взгляда на феномены физической реальности. Слитность и отделённость человеческого сознания и форм внешнего мира.

Стихи  из  книг И. Жданова «Портрет» (1982), «Неразменное небо» (1990), «Место земли»: До слова; Портрет отца; Крещение; Следи за мной, мой первый снег; Гроза; Контрапункт; Когда умирает птица; Вода в глазах не тонет…; Концерт; Так ночь пришла…; Взгляд; Замедленное яблоко не спит; Портрет; Стоишь одна у входа в этот лес; Душа проснётся…; Ты, смерть, красна не на миру…; Дом; Такую ночь не выбирают; Когда не ясен грех; Прохожий; Пустая телега уже позади; Вдруг кованого гипса нагота; Мелеют зеркала…; Море, что зажато в клювах птиц; Неразменное небо; Попробуй мне сказать, что я фантом; Холмы; И отчаянье в глазах метнётся.

Литература

Волобуева И. Иван Жданов – творчество – это обречённость // Вопросы литературы, 1996. №6.

Голынко-Вольфсон Д. От пустоты реальности к полноте метафоры. Метареализм и картография русской поэзии 1980 -1990-х годов // Новое литературное обозрение. 2003. № 62.

Эпштейн М. Русский постмодернизм. М.: ОГИ, 2000. Ч. 2.

Седакова О. Другая поэзия // Новое литературное обозрение. 1996. № 22.

Кедров К. Рождение метаметафоры // Кедров К. Поэтический космос. М.: Сов. писатель, 1989.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 т. М.: Академия, 2003. Кн. 3, гл. 2, ч. 1.2.

Плеханова И. И. Иван Жданов: лирика автохрона, или homo temporus // Плеханова И.И. Русская поэзия рубежа ХХ – ХХI веков. Иркутск, 2007.

VII. Русский литературный постмодернизм.

Постмодернизм как общекулътурная ситуация европейской цивилизации (постмодерн): кризис веры в реальность, гносеологический нигилизм; нравственный и эстетический релятивизм. Философские истоки постмодернизма в искусстве: французский постструктурализм (Ж. Лакан, М. Фуко, Ж. Делёз, Ж. Деррида, Р. Барт, Ж.-Ф. Лиотар. Идеи семиотики и языкознания: Л. Витгенштейн; учение М. Бахтина о диалогизме в эстетической деятельности и самоценности языка в искусстве. Игра интерпретаций вместо гносеологии и учительства; подражание вместо творения форм; принцип цитации, пародирования и упрощения в поэтике. Деконструктивизм и его проявление в художественной практике (принцип коллажа, эклектизм,реминисцентность). Превращение образа в знак, симулякр; гипертрофия текста (ризома как модель культуры и отдельного текста).

Постмодернизм как кризис дионисийской эстетики модернизма. Признание власти правил культуры (эписем). Концепции культуры-игры, культуры-спорта (X. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга); альтернативная молодежная культура. Эстетическое (отстранённое) отношение кбытию (критерий красоты вместо истины).

Рождение русского постмодернизма из авангардистской эстетики периода «оттепели» (ранний концептуализм); отталкивание от господствующей государственной и массовой культуры (соц-арт), как и от стандартизированных правил мышления в период 1970-1980

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
542 Kb
Скачали:
0

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.