Таким образом, помимо всех прочих предпосылок и причин возникновения движения Реформации Гонсалес особое внимание уделяет изменениям в духовно-религиозной сфере жизни средневекового общества. Он отмечает некоторое раздвоение религиозного сознания средневековой Европы, когда «произошёл разрыв между верой в церковь, которая была духовным наставником многих поколений, и пониманием её теперешней несостоятельности в этой роли»[17]. Гонсалес не обошёл стороной и культурологический аспект причин возникновения движения Реформации: важное место отводится у него латыни, которая, будучи ранее «связующим звеном для большей части Западной Европы, постепенно становилась достоянием церковных и научных кругов, а национальные языки рассматривались как равноценные ей»[18]. Именно в предреформационный и непосредственно в реформационный период происходит формирование большинства западноевропейских литературных языков. По мнению Гонсалеса, в этих языках находил выражение национализм, проявлявшийся ещё несколько веков назад и вскоре ставший реальностью не только для достигших политического единства стран, но и для, феодально-разобщённых и подверженных иностранному влиянию. Всё это не могло не разрушить «идею об "одной пастве с одним пастырем", которая многим казалась теперь просто предлогом для иноземного вмешательства»[19].
Итак, подводя итог рассмотрению причин реформационного движения и общей характеристики эпохи Реформации различными конфессионально ориентированными исследователями, представляется возможным сделать следующие выводы.
Во-первых, для католического исследователя характерно, с одной стороны, признание неотвратимости произошедшего в XVI в. и имевшего значительные последствия раскола веры, который захлестнул всю Западную Европу. Неотвратимость возникновения и сила движения Реформации объясняются Й. Лортцем большим количеством глубоких, явных и латентных, столетиями накапливавшихся причин. С другой стороны, несмотря на признание указанной неотвратимости, он, по понятным причинам, даёт резко негативную оценку реформационных протестантских идей, отмечая крайне негативный по своим последствиям для Церкви характер эпохи Реформации.
Во-вторых, для лютеранского историка характерно признание того, что, даже несмотря на весь революционный характер эпохи Реформации, основная часть европейского средневекового общества была готова к тем историческим переменам, которые сумели осуществить реформаторы. Вместе с тем, Л. Спиц вынужден признать, что особые политические и социально-экономические условия в Германии, которые обычно по умолчанию рассматриваются историками Реформации в качестве причин, лишь благоприятствовали успеху реформационного движения и не могут объяснить его возникновение. В целом, для Спица Реформация XVI в. явилась реакцией на извращения в церковной жизни.
В-третьих, историк Гонсалес, являющийся протестантом-методистом, связывает возникновение движения Реформации с переменами в различных сферах европейского средневекового общества, в связи с которыми становилось понятным, что в реформировании нуждалась не только нравственная сторона жизни Церкви, ставшая «притчей во языцех», но и само искажённое на тот момент учение Церкви.
2. Личность Мартина Лютера и его учение.
Несомненно, наиболее важным для нашего рассмотрения является такой показатель дифференциации позиций исследователей по конфессиональному признаку, как сходство/различие в оценке личности Мартина Лютера и его взглядов. Поскольку вопрос о роли личности Лютера и его взглядов в реформационном движении носит дискуссионный характер, то данной проблеме будет уделено особое внимание.
Прежде чем рассуждать о личности Лютера, католический историк Церкви Йозеф Лортц сразу выносит ему «приговор»: для католиков Лютер – разрушитель единства Церкви и осуждённый еретик[20]. Лютер, по мнению католиков, нанёс Церкви более глубокие раны, чем любой другой её противник. Собственно, исходя из данных аксиом, Лортц и строит свои дальнейшие рассуждения о роли личности Лютера и его взглядов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.