Конфессиональная принадлежность исследователя как основа дифференциации оценок и подходов к описанию истории лютеранской Реформации, страница 3

Итак, в качестве тенденций, способствовавших возникновению движения Реформации, Лортц рассматривает ослабление стабильности церковно-религиозного достояния, недовольство порядками, господствовавшими в церковных кругах, а также ощущение насущной необходимости срочного реформирования Церкви.

Лютеранский исследователь Льюис Спиц в своей работе, посвящённой истории Реформации, акцентирует внимание на революционном характере рассматриваемой эпохи. Он говорит о том, что, с одной стороны, реформационное движение не ставило перед собой никаких революционных целей и задач, но, с другой стороны, имело революционные, по своей радикальности, последствия. Спиц утверждает, что революции не создаются, они допускаются, и, по сути, полемика Лютера с католической стороной подтолкнула его «к более радикальным позициям, чем он изначально предполагал»[8].

Пытаясь объяснить причины возникновения Реформации, Л. Спиц говорит о том, что она произошла как реакция на извращения в церковной жизни. Он указывает на коррумпированность церковных структур, порождавших недовольство и сопротивление со стороны представителей «здоровых» сил в Церкви и обществе, а также на доктринальные отклонения и «теологическую неопределённость» Церкви накануне Реформации. «Теологическую неопределённость» он поясняет отсутствием определённости и точности учения Римско-католической Церкви, допускавшего такие положения, которые уже не могли являться католическими в силу своего «несоответствия римскому уставу и литургии»[9].

Одним из специфических процессов в Европе, на который ссылаются разные исследователи движения Реформации, является всплеск религиозного энтузиазма, вызванного ужасными последствиями чумы и страхом перед турками: усиление почитания святых, увеличение численности святынь, совершения паломничеств, появление новых молитв и т.д. Не обходит стороной упоминания этого всплеска религиозного энтузиазма и Л. Спиц[10]. Довольно интересным выглядит его замечание о том, что в предреформационный период возросшего религиозного энтузиазма «Церковь не смогла предложить настоящих лидеров или какое-то конструктивное применение для этой новой силы, а напротив, сама стала объектом критики и даже насмешек»[11]. В целом, нельзя не согласиться с Л.Спицем, что в период Реформации проявился определённый парадокс: наибольшее усиление религиозного энтузиазма и богобоязненности в народе произошло именно в тот момент, «когда наступило полное разочарование в римской курии и возмущение против извращений разгорелось наиболее яростно»[12].

Льюис Спиц как историк вынужден считаться с тем, что определённым образом на причины Реформации повлияли, с одной стороны, политические обстоятельства Германии, с другой стороны, возникновение Реформации объясняется её социальными корнями[13]. Вместе с тем, исследователь отмечает, что сложившиеся к моменту возникновения Реформации особые политические и социально-экономические условия в Германии лишь благоприятствовали успеху реформационного движения, однако этими предпосылками не могут быть объяснены «ни возникновение самой Реформации, ни ее религиозная сущность и теологическое содержание»[14]. Это лишний раз подтверждает всю сложность и неоднозначность движения Реформации как не просто исторического процесса, но как результата определённого Божьего проведения.

Протестантский исследователь Хусто Л. Гонсалес выглядит гораздо «радикальнее» своих оппонентов. Во втором томе своего труда, посвящённого истории христианства, он связывает возникновение движения Реформации с переменами во всех сферах европейской средневековой жизни общества. С уходом в прошлое «старого мира» на его месте зарождался «новый». Политические и социально-экономические изменения, а также порождённые ими «свежие веяния» в интеллектуальной области деятельности средневекового человека оказали своё воздействие и на Церковь – «раз возникали новые формы человеческого бытия, неизбежно должны были возникнуть и новые формы христианской жизни»[15]. Возникновение разногласий и конфликтов, которыми полна вся эпоха Реформации XVI в., явились результатом этого процесса: пути развития «новых форм христианской жизни» были различными – с одной стороны, наблюдались попытки реформирования Церкви изнутри, с другой стороны, существовали определённые силы, понимавшие всю тщетность этих попыток и открыто порывавшие с Римско-католической Церковью и папством. «В эту эпоху нестабильности глубокие духовные поиски приводили многих искренних христиан к таким выводам и образу мыслей, предвидеть которые заранее они никак не могли. Другие столь же искренние и преданные христиане приходили к противоположным выводам»[16].