Что касается оценки личности Мартина Лютера и его учения, то Й. Лортц категорически объявляет Лютера осуждённым Церковью еретиком, а его учение еретическим, впрочем, пытаясь приписать идеям и взглядам Лютера католический характер (например, идее об оправдании через веру). Хусто Л. Гонсалес и Льюис Спиц считают обоснованными требования Лютера, выразившего народные чаяния внешнего реформирования Церкви и необходимости внутреннего духовного обновления всех христиан. Вместе с тем, Гонсалес расходится во мнении со Спицем тем, что признаёт Лютера непоследовательным реформатором, не пошедшим во всём до конца наперекор Римско-католической Церкви и оставившим без изменений некоторые католические традиции.
Таким образом, рассмотренные показатели дифференциации позиций исследователей по конфессиональному признаку выявили наличие определённых сходств в оценках и подходах к описанию истории лютеранского реформационного движения XVI в. у католического, лютеранского и протестантского исследователей. Однако, как и ожидалось, конфессиональная принадлежность исследователей к различным христианским традициям заставляет говорить в большей степени о расхождениях в оценках и подходах историков. Представляется, что вносимые периодически корректировки в концепции истории Реформации тех или иных исследователей-христиан не повлияют кардинальным образом на сложившуюся на сегодняшний момент ситуацию status quo в этой области исследовательской сферы.
Список использованной литературы
1) Гонсалес, Хусто Л. История христианства. Т. 2. От эпохи Реформации до нашего времени. Спб.: «Библия для всех», 2003.
2) Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. Т. 2. Новое время. М.: «Христианская Россия», 2000.
3) Спиц, Льюис В. Возрождение и движение Реформации. Т.2. История реформации. Б.м.: Фонд «Лютеранское наследие», World Wide Printing, 2003.
[1] Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. Т. 2. Новое время. М.: «Христианская Россия», 2000. С. 73.
[2] Там же.
[3] Там же. С. 74, 139.
[4] Там же. С. 74.
[5] Там же. С. 78, 79.
[6] Там же. С. 76.
[7] Там же. С. 77.
[8] Спиц, Льюис В. Возрождение и движение Реформации. Т.2. История реформации. Б.м.: Фонд «Лютеранское наследие», World Wide Printing, 2003. С. 14.
[9] Там же. С. 16.
[10] Там же. С. 20.
[11] Там же. С. 22.
[12] Там же. С. 37-38.
[13] Там же. С. 17-20.
[14] Там же. С. 31.
[15] Гонсалес, Хусто Л. История христианства. Т. 2. От эпохи Реформации до нашего времени. Спб.: «Библия для всех», 2003. С. 16.
[16] Там же.
[17] Там же. С. 14.
[18] Там же. С. 15.
[19] Там же.
[20] Лортц Й. Указ. соч. С. 78.
[21] Там же. С 107.
[22] Там же. С. 79, 95.
[23] Там же. С. 107.
[24] Там же. С. 95-96.
[25] Там же. С. 96.
[26] Там же. С. 108.
[27] Там же. С. 129-130.
[28] Там же. С. 139.
[29] Там же. С. 100-101.
[30] Там же. С. 101.
[31] Там же. С. 138.
[32] Там же. С. 108.
[33] Там же. С. 90.
[34] Там же. С. 104.
[35] Там же. С. 105.
[36] Там же. С. 127.
[37] Там же.
[38] Там же.
[39] Там же. С. 110.
[40] Там же. С. 137.
[41] Там же. С. 129.
[42] Гонсалес, Хусто Л. Указ. соч. С. 19.
[43] Там же. С. 35.
[44] Там же. С. 20.
[45] Там же.
[46] Там же.
[47] Спиц, Льюис В. Указ. соч. С.72.
[48] Там же. С. 39.
[49] Там же.
[50] Там же. С. 16, 44.
[51] Там же. С. 51-52.
[52] См., например, Гонсалес, Хусто Л. Указ. соч. С. 20.
[53] Спиц, Льюис В. Указ. соч. С. 9.
[54] Лортц Й. Указ. соч. С. 75.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.