Значимость учения о двух царствах для социальной этики

Страницы работы

Содержание работы

Значимость учения о двух царствах для социальной этики

(на основании трактатов Мартина Лютера

«О светской власти. В какой мере ей следует повиноваться»,

«Могут ли воины обрести Царство Небесное»

и Книги Согласия)

Введение

Чем заниматься в жизни? Каково моё призвание? Эти вопросы часто задают себе молодые люди, да и не только. Особенно он важен для христиан. Можно ли служить в армии и оставаться при этом добрым христианином? В светском обществе так много профессий, которые кажутся не подходящими для человека, исповедующего веру во Христа. К тому же возникают проблемы, когда мы уже избрали какое-то место работы. Как относится к владельцу фирмы? Должно ли нам почитать его господином или он просто наш партнёр, которому оказываются с нашей стороны какие-то услуги. Если президент или партия победили на выборах, а их политическая линия нам глубоко не симпатична, а что ещё хуже, за ними известна стремление к взяточничеству, надо ли нам им подчиняться, продолжая платить налоги, идущие на их содержание? А в отношении к церковным руководителям, нужно ли «оказывать им сугубую честь» или это дело свободного выбора христианина. Если мы лютеране, то нам важно понять, как нам поступать в обществе и Церкви, и чему в этом отношении учит Церковь. Это необходимо для нашей совести, чтобы мы могли чувствовать себя достаточно свободно, научившись из Священного Писания и вероучения Церкви, что то, чем мы занимаемся, угодно Богу. Также и позиция в отношении к властям в российском обществе, в котором уже на уровне менталитета выражено стремление к революциям и бунтам, должна быть сформирована, иначе как бы нам не оказаться среди зачинщиков подобных настроений. Как разрешить противоречия, возникающие в сознании христианина относительно, например, заповеди «не убивай» и повелением Апостола Павла подчиняться властям, которые могут призвать в армию для убийства. Хорошее решение многих подобных ситуаций предлагает нам лютеранское учение о двух царствах.

Основная часть

Принципиальным в этом учении предполагается сохранение кажущихся противоречивыми фрагментов из Священного Писания для сохранения некоторой двойственности отношения к духовной власти и светской. В частности в трактате «О светской власти» Лютер с самого начала указывает на эту проблему, обосновав прежде Божьим предписанием светскую власть и принципы справедливого возмездия в законе Моисея, а потом, заметив, что Христос, вопреки этому, заявил о непротивлении злому деянию, направленному против христианина.[1] Он не пытается решить это противоречие, склоняя чашу весов в ту или другую сторону, но лишь объясняет, каким образом это применяется в христианской жизни. И толкует, почему Писание учит так об этих двух царствах. По сути, само учение достаточно просто и сводится к тому, что существует два царства: духовное и светское. Их нельзя смешивать и нужно умело различать. Христианин живёт в них обоих, не отвергая ни одного из них в пользу другого. Как верующий в Христа он во всей полноте призван, чтобы совершать все дела любви, не противясь злому. Но как гражданин он должен подчиняться законам своей страны и способствовать справедливости. Здесь есть точка соприкосновения, так как быть законопослушным призывает христианина Слово Божье: «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога». Но тут же и двойственность ситуации, потому что, зачастую, светская власть говорит, чтобы мы способствовали справедливому возмездию в отношении того, кто, к примеру, отнимает у нас рубашку, а Христос (духовная власть) повелевает отдать такому и вторую рубашку. Лютер учит, что злу, совершаемому против собственно христианина, он не должен противиться согласно заповеди Христовой. Но если оно совершается против его ближнего то, напротив, нужно способствовать предотвращению такого зла. Кажущаяся непоследовательность продиктована учением Священного Писания. В каждом из этих царств Лютер выделяет по два основных закона. Для Божьего царства власть Бога простирается над душою человека, и правление осуществляется только посредством Слова Божьего и Святого Духа без какого-либо принуждения.[2] Для светского же царства его законы «простираются не далее тела и имущества и того, что является внешним на земле»[3], орудие этой власти страх наказания за преступления против тела или имущества сограждан.  

Книга Согласия в достаточной мере продолжает учить такому разделению двух царств, применяя уже обоснованное Лютером учение к конкретным историческим реалиям, в частности осуждая пренебрежение по отношению к светским обязанностям анабаптистов и злоупотребления духовной и светской властью папой и римско-католическими епископами[4]. Думается, достаточно из Артикулов о злоупотреблениях привести: «многие совершенно неоправданно путали такие понятия, как власть Церкви и власть меча»[5], - чтобы понять, что это именно то, чему учил Лютер в своём трактате, но Меланхтон выражает здесь это учение в более лапидарном стиле. Однако контекст этого Артикула достаточно пространен, так как непонимание этого учения привело ко многим злоупотреблениям, как со стороны духовной власти, так и со стороны светской. Также это учение затрагивается в Артикуле о светских делах, который ближе рядовому прихожанину Лютеранской церкви, нежели далёкие по времени рассуждения о недопустимости вмешиваться епископам в дела светского правления, а уж тем более применять орудие светской власти в духовных вопросах. Наверное, реалии российского общества таковы, что вмешательство лютеранских епископов в дела светского правления маловероятны. Хотя мы можем говорить об опасностях возникновения авторитаризма в Лютеранской церкви с применением принуждения для достижения каких-либо корыстных целей, но в условиях выживания лютеранства это вряд ли возможно, хотя и не исключается. Артикул XVI связан с заповедями, которые во многом призывают христианина именно к внешнему (телом и имуществом) исполнению. Хотя их содержание имеет и духовную составляющую. Конкретно о подчинении, как духовным отцам, так и правителю (отцу народу), Лютер говорит, объясняя четвёртую заповедь в Большом Катехизисе[6]. Да и Скрижаль об обязанностях в первую очередь приводит отрывки из Священного Писания, заповедующие нам повиноваться и воздавать должную честь духовным наставникам и светским властям[7].

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
27 Kb
Скачали:
0