Значимость учения о двух царствах для социальной этики, страница 3

Возможно, все эти реалии сформировали в российских лютеранах нежелание воздавать сугубую честь и своим пасторам, которые не имеют, подобно государству, светского меча и не могут наказать, к примеру, неуплату налогов. Но имея лишь духовный меч, Слово Божие, вынуждены более времени посвящать поиску пропитания в светских профессиях для своих семей, нежели служить пастве. Для многих прихожан, возможно откровением станет, что воздавать сугубую честь пресвитерам, это не дело их свободного волеизъявления, но повеление для мирян, о чём однозначно говорят тексты Посланий Павла. Если государство не будет получать налоги, однажды обороноспособность и управление страной потеряют способность исполнять свои функции. Также и Церковь утратит силу, если её «волы» перестанут молоть, умерев от голода. К сожалению, в России люди обвиняют всегда государство и Церковь во всех своих несчастьях. Однако, как пишет Лютер, следуя Павлу, что заповедь о почтении к родителям, духовным и светским отцам, имеет обетование. Это отличает её от всех других заповедей, в которых не подчёркивается подобное обетование: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». Удивительно, насколько миряне не видят эту обусловленность, которая очень сильно подчёркивается в Большом Катехизисе. Лютер настаивает, что зачастую все беды страны бывают из-за подобного непочтения: «Почему, ты думаешь, современный мир полон неверности, позора, бедствий и убийств, если не потому, что каждый желает быть  господином сам себе, и не желает зависеть от императора, не хочет ни о чем и ни о ком заботиться и стремится делать то, что ему угодно?»[8]. Ему после Крестьянской войны и начавшихся религиозных междоусобиц стало очевидно, к чему приводит неповиновение, как светским властям, так и духовным. Сегодня после безбожного семидесятилетнего правления советской власти становится, очевидно, и русским, как вместо обетования, народ получает справедливое возмездие. Вопрос о подчинении неугодной нам власти, которая победила на выборах, стоит не в личности или программе той или иной партии, но в подчинении тому величайшему сокровищу, в которое облеклись эти личности, став, по сути, представителями Божьей власти. Хотя до сих пор многие этого не понимают. Таким образом, обетование, содержащееся в заповеди, становится проклятием. Благо превращается в нескончаемое несчастье, долголетие и благоденствие становится уделом, когда старики влачат жалкое существование[9].

Есть ли выход? Да, он в покаянии и исполнении четвёртой заповеди, которая может стать либо источником Благоденствия, либо, в случае нарушения источником проклятия. И пусть Лютер кажется мечтателем, но всё же и лютеране должны следовать ему, ведь это заявление всей Лютеранской церкви в Большом Катехизисе: «покорный, желающий и готовый служить, радостно воздающий честь тем, кому надлежит, знает, что он угождает Богу, и что наградой ему будет радость и счастье».[10]    



[1] Мартин Лютер. Избранные произведения / Свобода христианина. – Спб., 1997, с.126-127

[2] Там же, с.130

[3] Там же, с.132

[4] Книга согласия. Аугсбургское исповедание, Арт. XVI и Арт. XXVIII - Фонд «Лютеранское наследие», 1998, с.31-32, 57-65

[5] Там же, Аугсбургское исповедание, Арт. XXVIII:1, с.57

[6]Там же, Большой Катехизис. Часть первая: 158, с.476

[7]Там же, Краткий Катехизис. Скрижаль об обязанностях:2-5, с.435-436. Интересно отметить, что оба Катехизиса говорят, что повиновение духовной и светской власти выражается и в содержании мирянами и гражданами людей облечённых духовной или светской властью. 

[8] Там же, Большой Катехизис. Часть первая: 154, с.475

[9] Там же, Большой Катехизис. Часть первая: 153, с.475

[10] Там же, Большой Катехизис. Часть первая: 151, с.475