Основы внешнеэкономической деятельности компании. Оценка экономического состояния страны, страница 6

Вступая в МВФ страна делает установленный взнос (как правило, в национальной валюте) и взамен получает базовое количество голосов: одна страна - 250 голосов; страна может получить дополнительные голоса, заплатив за каждый голос долю, равную 100 000 СДР (специальное право заимствования - это название учетной валюты Фонда). Одна единица СДР равна 1,08571 ам, долл. (пересматривается каждые три года, определяется по средней стоимости "корзинки валют". 1 СДР = 0,54 $ + 0,64 DМ + 0,34 ¥ + 0,74 FF + 0,071 £). Такое положение приводит к неравенству стран-членов фонда, например, Мальдивы имеют 270 голосов, а США - 179 433 голоса (около 20 % голосов). США вместе со странами ЕЭС имеют 85 % голосов, т.е. обладают совместным правом вето и при квалифицированном большинстве (три четверти голосов).

МВФ имеет значительные денежные запасы, более 100 млрд. ам. долл. или около 2,5 % мировых денежных запасов.

3. МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ И ТОРГОВЫЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ

Не все страны могут обеспечить свои потребности. Неравномерное распределение природных ресурсов по странам мира, каждая страна имеет что-то, что не имеет другая страна, высокая производительность труда и перепроизводство отдельных товаров, население требует разнообразия - это то, что определяет высокую динамику развития метровой торговли. Странам выгодно торговать, даже если одна страна имеет, как говорят, абсолютное преимущество по сравнению с другой страной. Такая страна направит свои производственные мощности на производство тех товаров, по которым она у себя имеет относительное преимущество и произведет больше тех товаров, которые позволят ей заработать значительно больше, чем она производила бы у себя, а товары, по которым она имеет меньшее относительное преимущество, ей выгоднее импортировать. Закон сравнительного преимущества определяет взаимовыгодность торгующих стран.

Пример. На мировом рынке сложилось равновесие, при котором за одну единицу товара В дают полторы единицы товара А (1,5 А = 1,0 В). Одна страна имеет производственные возможности, когда может производить или 30 единиц товара А, или 30 единиц товара В, а вторая страна соответственно 20 единиц товара А и 10 единиц товара В, т.е. первая страна имеет абсолютное преимущество по сравнению со второй страной. Оптимально первая страна производит 12 единиц товара А и 18 единиц товара В, а вторая страна - 4 А и 8 В. Участвуя в международной  торговле, первая  страна  будет производить только 30 единиц товара В. Вторая орана будет производить товар А (имеется относительное преимущество товара А по сравнению с товаром В). Первая страна оставит у себя 20 единиц товара В, а остаток в 10 единиц продаст второй стране и по мировой цене за них получит 13 единиц товара А, что позволит второй стране оставить себе 5 единиц товара А. В результате взаимовыгодной торговли первая страна получит 15 единиц товара А и 20 единиц товара В, что соответственно больше оптимально возможного объема производства соответственно на 3 единицы товара А и 2 единицы товара В, а вторая страна получит больше на одну единицу А и на 2 единицы В. Таким образом, можно говорить, что внешняя торговля увеличивает производственные возможности общества (страны).

Объем мировой торговли быстро растет (1950 г. - 2 млрд. ам. долл., 1994 г. - 4 млрд. ам. дол, и 1995 г. - 5 млрд. ам. долл.). В объемы мировой торговли включаются экспорт и импорт товаров, инвестиции, гранты, трудовая миграция, авиаперевозки и деятельность авиапортов, международный гостиничный бизнес, туризм, деятельность СП и ТНК, расходы по содержанию военных баз и штаб-квартир международных организаций, включая траты персоналом баз и штаб-квартир в стране, а также передача технологии, техническая помощь, международный консалтинг и инжиниринг.

Если в начале XX в. в основном торговали сырьем (2/3 сырье и 1/3 готовой продукции), то в конце века - 70 % готовая продукция, 15 % сельхозпродукция и 15 % продукция добывающей промышленности. Прямые инвестиции, например, в 1996 г. составили 3 трлн. ам. долл., а международный туризм более 300 млрд. долл.

Торговый протекционизм