Основы внешнеэкономической деятельности компании. Оценка экономического состояния страны, страница 14

В сравнении этих трех возможностей выигрывает внешний источник. Внутренний источник имеет ограниченный выбор продукции, малую вероятность получения того, на что рассчитывали, длительное время выхода на рынок (часто несколько лет) при высокой вероятности провала, при всем при этом расходы приходится нести заранее, в течении всего времени создания продукции. Опыт показывает, что 4 ч. из каждых 5 ч., затрачиваемые на НИОКР, не дают коммерческого эффекта и одна треть проектов заканчивается неудачей.

Слияние или покупка другой компания предоставляет большой выбор продукции, высокую вероятность ожидаемых результатов, очень короткое время выхода на рынок (практически продукция уже на рынке). Цена компании, как правило, оплачивается в полном объеме до выхода с новой продукцией на рынок. Так как компания продается не на пике ее успеха на рынке, а чаще в ожидании или начале спада, то стоимость провала может быть очень высокой. Семь слияний из 10, как правило, не дают полного ожидаемого эффекта,

Почему решают купить/продать лицензию?

Стоимость лицензии составляет от 2 до 10 % расходов на НИОКР при создании продукции. Время запуска в производство продукции составляет несколько месяцев, вместе с временем поиска и переговоров не более года. Легко прогнозировать расходы/доходы, имеет место минимальный риск. Увеличивается поток  наличности, оборотных средств, так как значительная часть стоимости лицензии оплачивается после того, как продукция пошла в продажу, в процентах с объема продаж. Продавая лицензию, компания продлевает ЖЦП на длительное время, получая средства на создание новой продукции. Объемы продаж лицензий растут, например, США продали лицензий в 1970 г, на 600 млн. ам. долл., а в 1980 г. - на 6 млрд. ам. долл.

Производство по лицензии повышает производительность труда за счет опыта других, т.к. получаются более современные процессы и более продвинутые технологии, при этом сокращаются издержки и на свою продукцию, увеличивается фондоотдача, так как повышается уровень производства и другой продукции (передача опыта, особенно в обеспечении качества и в управлении). Производство по лицензии, как смазка, улучшает все другие технологические процессы на предприятии. Поиск лицензии дает много полезной информации.

Лицензии следует покупать, когда производственные мощности предприятия используются не полностью, когда не догружен квалифицированный персонал компании, когда создание своей продукции растягивается на длительное время, когда хотят производить продукцию мирового уровня и дифференцировать ее выпуск с учетом растущих требований рынка, когда не хотят рисковать, покупая другую компанию или вкладывая средства в собственные НИОКР.

Где искать и как оценивать предложения

Международные информационные сети (Интернет, например), профессиональная периодика, бюллетени научно-исследовательских институтов и центров, инжиниринговых компаний, патентные организации, ассоциации изобретателей, научные конференции и промышленные выставки, инновационные инкубаторы – это далеко не полный перечень источников, в которых публикуется информация компаний, желающих продать лицензии, или собственников-разработчиков продукции, ищущих заинтересованного производителя. Компания, ищущая лицензии, может опубликовать соответствующий пресс-релиз в этих же источниках, ориентировать своих сотрудников на поиск или нанять консультанта. Специализирующийся консультант или консалтинговая компания на поиске лицензии обеспечит поиск в кратчайшие сроки, а их опыт поможет оптимизировать решение всех задач, связанных с покупкой лицензии.

Критерии, по которым отбираются предложения, включают такие данные и информацию, как объем продаж, годовой рост продаж, срок прожитой продукцией на рынке (стадии ЖЦП), конъюнктура рынка, сила конкуренции, используемые пути распределения продукции, а также новизна конструкции, трудоемкость, ресурсоемкость, уровень технологии производства, включая методы обеспечения качества и управленческий опыт.

Показателями оценки служат сегмент рынка, уникальность изделия (наличие патента), сложность технологии, капиталоёмкость (объем инвестиций для освоения лицензии), требования к квалификации рабочих, срок окупаемости, условия покупки, условия оплаты и др.