Основы внешнеэкономической деятельности компании. Оценка экономического состояния страны, страница 16

-  методы маркетинга

-  доступ на завод-лицензора для ознакомления с процессами и др.

Лицензиат,  в свою очередь, предоставляет определенные выгоды лицензору:

-  доступ на рынок страны с продукцией лицензора (реальная информация, уменьшение рисков и пр.)

-  лицензиат может быть источником комплектующих для продукции лицензора

-  выполнять обязательства лицензора, когда имеют место сбои в его производстве

-  покупка оборудования у лицензора, когда он его заменяет

-  успешное сотрудничество, углубление дальнейших связей.

Развитие сотрудничества лицензиата и лицензора дает обоюдные выгоды, например, следующие:

-  улучшение продукции, расширение рынка

-  сокращение времени запуска изделий в производство и выхода с продукцией на рынок

-  минимизация капитальных затрат, улучшение оборачиваемости средств

-  финансовая помощь и льготы местного правительства и др.

Полная стоимость лицензии

Полная стоимость затрат на покупку лицензии складывается из затрат, связанных с поиском лицензии, собственной ее стоимостью и расходами по ее освоению.

Обычно лицензор получает до 25 % от продажи лицензиатом продукции, произведенным по лицензии. На эти отчисления влияет уникальность продукции, сильная торговая марка лицензора, степень освоения технологии, от объема дополнительных капитальных вложений лицензиатов (если они большие, то лицензия дешевле). Технология и продукция стареют с годами, поэтому и отчисления от доходов за лицензию должны уменьшаться с годами, это должно быть оговорено в соглашении.

У лицензиата возникают значительные дополнительные затраты, связанные с технической оценкой продукции, стоимостью поиска лицензии, обзора рынка, командировками персонала, различными юридическими сборами, переводом документации на свой язык, с переподготовкой персонала, рекламой и изданием информационных материалов. Большую часть полной стоимости лицензии могут составить адоптация продукции к местному рынку, стоимость дополнительных НИОКР, стоимость замены отдельных единиц оборудования, оплата консультанта и др.

При определении стоимости лицензии необходимо учитывать возможный объем продаж, цену продукции на внутреннем рынке и ее изменение с годами, уровень возврата на инвестиции, возможность увеличения доли рынка, себестоимость и ее снижение в производстве изделий по лицензии, срок лицензии, перспективы по дальнейшему развитию продукции, факторы риска, уровень налогов, инфляции и многие другие факторы, связанные с политической, экономической и технологической оценкой предпринимательского пространства.

7. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНИКА ОПЕРАЦИЙ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основой внешнеэкономических операций является отношения партнеров. Взаимовыгодность партнерских связей определяется общностью интересов и поиском компромисса, т.е. приемлемых для обеих сторон решений. Достигнутый компромисс закрепляется подписанием сторонами-партнерами соглашения (договора, контракта), обязательного для исполнения.

По видам связей внешнеэкономическая деятельность делится на научно-техническое сотрудничество, производственное сотрудничество, торговые связи и многостороннее сотрудничество в рамках многосторонних организаций. Научно-техническое сотрудничество чаще всего закрепляется соглашениями на правительственном уровне, если оно не является частью производственных связей. Отдельные аспекты производственных связей рассмотрены в предыдущих главах. Наибольший интерес и распространение в сфере предпринимательства получили торговые связи, на примере организации которых и будут рассмотрены операции внешнеэкономической деятельности.

Партнеры внешнеэкономических связей, две стороны, подписавшие соглашение (контракт) не являются единственными и свободными участниками. На рис. 3 показано, что между двумя партнерами находятся государственные, регулирующие связи органы, правительственные учреждения и международные общепринятые регулирующие соглашения, документы и рекомендации. Осуществление внешнеэкономических операций невозможно без участия таких учреждений, как таможня, страховое агентство, банк, транспортно-экспедиционное агентство, а также различные ассоциации делового сотрудничества, торгово-промышленные палаты, при чем последние не регулируют, а содействуют развитию сотрудничества.