Основы внешнеэкономической деятельности компании. Оценка экономического состояния страны, страница 15

При организации поиска лицензии своими сотрудниками необходимо систематизировать, унифицировать подход в сборе предложений, каждый должен собрать идентичное досье, например, следующее:

-  кто нашел, когда, где, каким образом

-  набор каталогов, рекламных, газетных и журнальных вырезок о данной продукции

-  абстракт (ТО - 200 слов) описания продукции

-  наличие: условия покупки, стоимость, форма передачи права и т.п.

-  состояние: патент, рабочая модель, пилотный завод, продукция на рынке, объем сбыта растет/падает и пр.

-  источник: краткое описание компании, продукции, лицензию, включая се финансовое положение и состав руководства

-  информация: чертежи, реклама, образец, результаты анализа рынка

-  замечания: например, требуется  доработка, адаптация, специальное оборудование и др.

При анализе предложений, выбирая наиболее обещающие, не следует отбрасывать и другие, к ним можно будет еще вернуться. Многие великие изобретения, длительное время были непривлекательными для производителя.

Оценивая предложения можно ввести собственное ранжирование отдельных критериев по баллам, назначая определенное количество их каждому подкритерию в зависимости от важности их и с учетом собственных возможностей и целей.

Пример ранжирования критериев и подкритериев (баллы не расставлены с тем, чтобы не оказать какое-либо влияние на каждый отдельный случай).

1. Стабильность:

-  срок жизни на рынке

-  наличие дистрибьютерной сети

-  возможность имитации

-  патентная защищенность

-  когда продукция может сойти с рынка

2. Маркетобильность

-  возможность использования своей системы сбыта

-  репутация компании, продающей лицензию

-  каналы продвижения продукции, проникновение на рынок

3. Финансовый фактор:

-  объем продаж

-  средняя цена

-  доход, прибыль до уплаты налога

-  объем инвестиций для освоения

4. Потенциальный рост:

-  уникальность продукции

-  тенденция спроса

-  потенциальные рынки

-  контроль со стороны государства

5. Положительный вклад:

-  влияние на выпуск другой продукции компании

-  повышение репутации

-  использование товарного знака

-  сопровождаемый инжиниринг

-  повышение технологической дисциплины, менеджмента

6. Производство:

-  использование существующего оборудования, кадров

-  использование установившихся связей с поставщиками

-  уровень стандартизации

-  необходимая стандартизация оборудования, оснастки, инструмента

7. Совершенствование продукции:

-  обязательства компании, продавшей лицензии, передать (продать) в будущем и лицензию на улучшенную, обновленную продукцию

-  возможность дальнейшего совершенствования продукции своими силами

-  возможность использования своих лабораторий и т.д

Сумма баллов и покажет ценность каждого предложения с учетом возможностей и имеющихся условий.

Для проведения работ, связанных с покупкой, рекомендуется привлечь консультанта. Консультант имеет опыт, который он накопил за долгие годы, имеет широкие контакты, ради сохранения своей репутации он сделает хорошую работу, он будет как бы третьей, независимой стороной при обсуждении проблем купли/продажи, это повышает объективность решений. Однако следует помнить, что консультант является только советником, а решение придется принимать самим. Он, как прожектор освещает путь к успеху.

Лицензор и лицензиат

От лицензора следует ожидать, что в полном "пакете" документов, кроме договора на право использования продукции, войдет следующее:

-  спецификации, формулы, чертежи, список материалов и пр.

-  права использовать патенты и заявки на патент

-  конструкция специального оборудования, или само оборудование и оснастка

-  техническая помощь в освоении лицензии, установке оборудования и т.п.

-  доступ к методам контроля обеспечения качества

-  передача всех будущих улучшений за время действия лицензии

-  практическое руководство и ноу-хау по основным процессам, а также по обслуживанию и ремонту оборудования