Основы внешнеэкономической деятельности компании. Оценка экономического состояния страны, страница 19

Предмет контракта. Наименование товара, его международный торговый код (что упрощает идентификацию товара таможенными чиновниками), отдельные характеристики товара, производительность оборудования, его мощность, расход топлива, виды, фасоны, марка, модель. Необходимые подробности описания товара, как правило, даются в приложениях к контракту, которые имеют равную силу с контрактом, или без которых контракт не действителен.

Количество. Выбор единиц измерения количества (мер и весов) должен соответствовать мировым (метрические, дюймовые или другие). Единицы измерения количества обычно связаны с товаром (тонны, кг, или унции, бушели, кубометры, метры или куб. футы, галлоны, баррели и др.). Количество может определяться и в процентах содержания основного вещества. Учитывая более экономичные перевозки, количество может увязываться с объемом перевозок транспортными средствами (объем контейнера, водоизмещение судов, объем вагонов и пр.). Поэтому количество может указываться с использованием слова "около", что означает для лесоматериалов ± 10 %, для зерна ± 5 %, для кофе ± 3 % и т.д. Учитывая вес упаковки (тары), определяют "общий" и "чистый" вес с тем, чтобы "брутто" не принять за "нетто" (иначе тара будет оплачиваться по стоимости товара). Следует сделать и специальные оговорки по изменению количества (усушка, утруска) за время транспортировки. Продавец обычно восполняет недостачу, а покупатель - естественную убыль.

Качество. Это весьма важная статья контракта, так как определение качества должно быть максимально конкретным.

В торговых сделках качество определяется как "совокупность свойств, определяющих пригодность товара для использования по назначению".

Качество поставляемого товара должно определяться сравнением с имеющимися мировыми стандартами, с установленными техническими условиями и спецификациями (обычно дается в приложении) или по ранее представленному и принятому образцу (в этом случае ответственность за качество ложится на покупатели), по содержанию отдельных веществ, по справедливому среднему качеству и пр.

Качество может быть и на условиях "как есть" (тель-кель). При снижении качества, может оговариваться снижение цены (рефакция).

Срок (дата) поставки. Датой поставки считается момент передачи товара (всего или частями) в собственность покупателя, после которой покупатель несет дальнейшие расходы и отвечает за состояние товара.

Сроками поставки могут быть календарное время (точная дата), календарный период "в течение", "не позднее", "ежемесячно") или в срок действия контракта.

Запись "немедленная поставка" означает, что товар имеется в наличии, на складе и обычно поставляется в течение двух недель.

Сроки могут оговариваться и такими записями: "по снятию урожая", "в течение лета", "с началом навигации" и т.п.

Датой свершения поставки обычно считается дата документа (коносамента), дата расписки транспортно-экспедиционного агентства, дата сдачи на склад, дата подписания акта приемки, дата пересечения границы и др.

Базисные условия поставки. В мировой торговле установилась практика, определяющая установленными терминами, что оплачивается поставщиком/покупателем и до какого момента. Это получило название "базисные условия поставки". Транспортные расходы могут составить 30...40 % стоимости товара, поэтому необходимо точное определение, кто несет какие расходы по транспортировке, страховке и перевалке тру зов.

Транспортные расходы включают:

-  подготовку товара к отгрузке, упаковка, маркировка (в соответствии с принятыми стандартами)

-  перевалку, т.е. погрузку, перегрузку в промежуточных пунктах, при смене вида транспорта, при разгрузке

-  оплату пользования основными транспортными средствами

-  страхование грузов в пути

-  хранение на складах, таможенных терминалах и на промежуточных складах

-  таможенные пошлины и сборы, пограничные налоги и пр.